Объекты, выставленные на продажу в сегменте стрит-ритейл, это помещения в дорогих торговых коридорах, в центре Москвы: на улицах Тверская-Ямская, Ленинский и Кутузовский проспекты, Кузнецкий мост, Мясницкая, Покровка, Петровка. Это может быть первый этаж углового дома, где располагаются несколько магазинов дорогих марок или кафе.
По данным компании Russian Research Group за май 2009 года, в Москве на продажу выставлен 71 объект общей площадью 22 тыс. кв. м и стоимостью $355 млн. Средневзвешенная цена составила $16,053 тыс. за кв. м. По словам генерального директор RRG Дениса Колокольникова, есть сверхдорогие предложения — помещение в районе станции метро «Кузнецкий мост», цена квадратного метра в котором составила $55 500.
«Такие объекты сейчас дробят», — говорит директор управления стратегического и инвестиционного консалтинга компании Panorama Estate Ольга Косенкова. По ее словам, наиболее ликвидны помещения за $3−5 млн. «На них запросы поступают чаще всего», — отмечает Ольга Косенкова.
Площади приходится делить, чтобы найти покупателя. Участники рынка отмечают, что спрос на объекты стрит-ритейла сейчас обеспечивают частные лица. Наталья Давиденко, руководитель департамента брокерских услуг консалтинговой компании Astera, говорит, что доходность торговых площадей упала в связи с кризисом – люди сократили расходы, объемы продаж в магазинах падают. «Компании, вкладывающие заемные деньги в торговую недвижимость, не рассматривают варианты, по которым доходность ниже 18−20%. А частные лица, у которых на руках живые деньги, готовы к доходности на уровне 15%», — пояснила Наталья Давиденко. По ее словам, желающим купить такое помещение приходится стоять в очереди. «В 2007−2008 годах банки и компании составляли 80% потенциальных покупателей. 20% приходилось на частных лиц. Сейчас соотношение изменилось, все ровно наоборот», — отмечает Наталья Давиденко.
Больших сумм на покупку огромного помещения у частных лиц нет, говорит директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International Татьяна Ключинская. По оценкам Натальи Давиденко, средняя сумма на покупку, которой располагает частный инвестор, составляет $1−3 млн. «Если у него есть партнер, то сумма повышается в среднем до 5−6 миллионов долларов», — отметила она.
Дробление больших помещений в центре Москвы привлекает покупателей. «Но разделить можно только объект, который для этого подходит. Например, есть три отдельных входа», — объясняет Наталья Давиденко.
Собственники помещений вынуждены идти на уступки. «Торговая недвижимость в сегменте стрит-ритейл относится к непрофильным активам крупных компаний, которые продают их, чтобы освободить деньги на глобальные проекты, вложения в которые уже сейчас превышают стоимость торговых объектов, выставленных на продажу», — пояснила Наталья Давиденко.