Если вокруг вас — старые контейнеры, которые громоздятся друг на друге, это не обязательно промзона рядом с портом. Возможно, вы в одном из самых известных магазинов Цюриха. Необычное здание построила в 2006 году компания Spillmann Eischle Arkitecten: «Фрайтаг шоп» сложили из 17 старых контейнеров, в каких перевозят морем грузы. Первое время 26-метровая конструкция удерживала звание самого высокого здания в городе, и в конце концов радикально преобразила весь окружающий район.
Владельцы магазина, братья-дизайнеры Маркус и Даниэль Фрайтаг, еще в 1990-е решили зарабатывать деньги, находя всевозможному мусору необычное применение. В 1993 году они решили сшить себе практичные и вместительные сумки, которые бы не промокали под дождем во время прогулок на велосипеде. В то время парни жили рядом с трассой, по которой каждый день проходили тысячи грузовиков. Вдохновленные их пестрой раскраской, братья решили сшить сумки из пришедшего в негодность брезента, которым те обшивают. Также в дело пошли старый автомобильный ремень безопасности, велосипедная рамы и стертые покрышки. Результат им понравился, и они решили продолжать в том же духе.
Магазин задумали построить как раз рядом с тем местом, где им впервые пришла в голову мысль шить сумку и грузовиков – в глухом районе Цюриха, с одной стороны которого проходит оживленная магистраль, а с другой – железная дорога. Именно по ней из Гамбурга и приехали «строительные материалы» — контейнеры, и за пару дней они превратились в самое высокое здание в округе.
Каждый контейнер достигает почти трех метров в высоту, два с половиной в ширину и шести метров в длину — то есть внутри представляет собой небольшую вытянутую комнату. Даже самые высокие покупатели могут свободно вытянуть руки вверх. В некоторых контейнерах оригинальные дверцы были заменены большими стеклянными окнами, так что прохожее могут уже с улицы оценить товар и увидеть, что происходит внутри. Большие зеркала также зрительно увеличивают пространство, поэтому покупатели не ощущают тесноты. Кроме ржавчины здание украшают граффити. Но большинство контейнеров никак не видоизменялись, сохранив потертость и вмятины.
В здании можно выделить четыре «колонки» и девять «строк». Четыре первых этажа – это территория магазина. Здесь покупатель может найти разные чехлы для мобильных, ноутбуков, кошельки. Застекленная часть магазина – это хранилище больших сумок: в специальных ячейках на четырех этажах хранятся в общей сложности 1600 больших дорожных сумок и рюкзаков. И главная особенность магазина – в уникальности товаров, поскольку все они сшиты из разных кусков брезента с грузовика. Поэтому в магазине нет двух одинаковых вещей.
Одна из центральных «колонок» – самая высокая часть магазина, она состоит из девяти поставленных друг на друга контейнеров и достигает в высоту 26 метров (по меркам Цюриха, это настоящий небоскреб). Наверху — смотровая площадка с телескопом, откуда открывается вид на озера и горы. Подняться на крышу можно по внутренней лестнице, с которой можно попасть и в соседнюю застекленную часть магазина с 1600 сумками. Это «колонка» припаяна к башне таким образом, что между ними нет перегородки.
Дизайнеры решили собрать свой магазин из контейнеров по нескольким причинам: во-первых, это дешевле, во-вторых, здание своим необычным дизайном привлекает покупателей, уже уставших от вида обычных магазинов. И, в-третьих, – таким образом, братья Фрайтаг решили показать, что само здание, так же как и товары внутри, сделаны из переработанных материалов, и, следовательно, экологичны.
В 2010 году рядом построили 36-этажный небоскреб высотой 126 метров, и детище братьев Фрайтаг перестало быть самым высоким в этом районе. Однако и само здание, и его продукция всё еще пользуются большой популярностью среди молодых швейцарцев. С тех пор, как было построено здание из контейнеров в Цюрихе, по всему миру появилось еще 300 магазинов «Фрайтаг-шоп».
Сначала строительство из ржавых и побитых жизнью контейнеров, начатое в конце 20-го века, было ответом контркультуры всему монотонному, ровному и гладкому. Но в последние десятилетия здания из грузовых контейнеров стали всё чаще встречаться по всему миру. Такие здания очень удобны во всех отношениях: строятся быстро, не требуют больших затрат на монтаж, используют переработанные материалы. За один день один подъемный кран может установить в среднем пятнадцать контейнеров, а это – целые месяцы классического строительства. Кроме того, такие постройки не требуют фундамента, все «ячейки» имеют крепкую рамочную конструкцию, что делает сооружение очень прочным и устойчивым. Контейнеры полностью готовы к эксплуатации. А внутри проводятся отопление, электричество и теплоизоляция, так что благодаря современным технологиям даже жарким летом в железном контейнере можно будет создать прохладу.
Одним из самых активных и изобретательных архитекторов, отдающих предпочтение контейнерам, является Адам Калкин. За десять лет он спроектировал 12 домов из контейнеров, среди которых есть коттеджи и дома класса люкс. Позже он создал компанию Quick House, которая занимается разработкой «быстрых» жилых и дачных домов для простых жителей. Калкину и другим любителям контейнеров в архитектуре помогают специальные компании, которые занимаются исключительно реставрацией старых контейнеров.