Ежегодно 1 сентября радует не только родителей, преподавателей и школьников со студентами, но и ритейлеров. В зависимости от сегмента, в котором работает та или иная розничная сеть, продажи в последние недели августа и первые дни сентября возрастают от 5 % до 80 %.
FMCG
В продуктовых гипермаркетах с приближением осени традиционно открываются школьные базары, где покупатели могут приобрести канцелярские принадлежности по сниженной цене. К примеру, в «Ленте» школьный базар проходит с 26 июля до середины сентября. По данным компании, на 25 августа только тетрадок стоимостью 69 коп. было продано 285 000 штук. Всего тетрадей было продано 2 400 000.
«Кроме того, мы запустили тематическую акцию, в которой участвовали около 1000 человек в 21 городе присутствия нашей сети. За покупку товаров школьного ассортимента на сумму от 1500 руб. клиент получает гарантированный подарок – карту сети гипермаркетов «Лента» на сумму 100 руб. Также участники акции могли принять участие в еженедельном розыгрыше призов, а 4 сентября мы разыграем главный приз — игровую приставку Sony Play Station и жидкокристаллический телевизор», — рассказали в «Ленте».
Кроме того, в этом году компания решила провести еще одну акцию — «Покупая в «Ленте» ты помогаешь детям!». Из потраченных клиентом на школьные товары 100 руб. один рубль компания перечисляет на счет благотворительного фонда «АдВита», который помогает детям больным онкологическими заболеваниями.
Как уточнили в компании, в этом году канцелярских товаров было продано на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
С 14 июля во всех Metro Cash & Carry также стартовала акция, приуроченная к началу учебного года. В торговых центрах представлен расширенный ассортимент школьных товаров по специальным ценам, который был также включен и в регулярные акции сети. С 26 по 28 августа во всех ТЦ Metro действовала скидка 20% на школьные рюкзаки, а с 2 по 4 сентября будет активна 20% скидка на тетради.
«В рамках подготовки к 1 сентября были инициированы и благотворительные акции, направленные на поддержку детей из детских домов. Компания передает необходимые школьные принадлежности сиротам, детям из неблагополучных и малообеспеченных семей, — рассказали Retailer.RU в Metro. — При покупке школьных и канцелярских товаров для своих детей, клиенты и сотрудники сети могут также приобрести любые школьные товары для детей – воспитанников детских домов и интернатских учреждений».
Существенный рост продаж и увеличение количества клиентов наблюдается по сети в течение последней недели августа. Безусловными лидерами продаж являются рюкзаки, ранцы и тетради. Также в компании ожидают приток покупателей в первую неделю сентября.
По сравнению с последней неделей июля рост продаж товаров школьного ассортимента в течение последней недели августа составил от 20% до 90% в зависимости от конкретного товара. По данным компании, наибольший спрос и соответственно наибольший рост продаж в категории тетрадей и товаров для рисования и творчества.
Во всех гипермаркетах «Ашан» с 15 июля по 15 сентября проходит акция «Снова в школу». Ритейлер предлагает своим клиентам в этот период расширенную линейку товаров — прописи, дневники, тетради, ручки, обложки, карандаши, краски, цветную бумагу, школьную и спортивную форму, обувь и портфели.
По информации «Ашан», на время проведения школьного базара приходится около половины годовых продаж отдела «Канцелярские товары». Данные по продажам перед началом учебного года в компании предоставить отказались.
Fashion
В магазинах «Детского мира», посещаемость которых в августе возрастает в 1,5-2 раза по сравнению с июлем, с 16 по 31 августа при покупке на сумму от 300 руб. можно было получить купон на скидку в 200 руб. Действовать этот купон будет весь сентябрь при покупке от 1000 руб.
Кроме того, как сообщили в компании, для удобства покупателей в некоторых магазинах «Детский мир» (их адреса указаны на сайте ритейлера) с 5 августа по 5 сентября предоставляется бесплатная услуга по подгонке школьной формы. До 15 сентября также в большинстве магазинов сети действует специальное предложение на обувь из школьного ассортимента — две пары по цене одной.
«Пик продаж приходится на последние недели августа. Наибольшим спросом в наших магазинах пользуются рюкзаки различных размеров и расцветок. Также в «пятерке лидеров» — костюмы для мальчиков, сумки для обуви, галстуки и пеналы», — сообщили Retailer.RU в «Детском мире».
В сети салонов для детей и будущих мам «Кенгуру» также отмечают, что после 20 августа поток покупателей резко возрастает. По словам Елены Голубковой, директора по закупкам компании, это связано с тем, что покупать детям одежду заранее не имеет смысла, так как «они непрогнозируемо растут».
Школьное направление для «Кенгуру», по словам спикера, является новым. Впервые оно было представлено в сезоне осень-зима 2011 г.
«Доля закупки школьного ассортимента была увеличена более чем в 2 раза. В последующие сезоны мы также планируем рост закупок данного ассортимента, — сообщила Елена Голубкова. — Мы не приобретем школьную форму как таковую. Байеры компании подбирают силуэты из коллекций известных брендов, которые соответствуют самым строгим школьным стандартам. Armani junior, Ermanno Scervino, Pinko, Patrizia Pepe, Monnalisa, Harmont & Blaine, Arc-en-ciel, Aletta, Kathe Kruse, Linia Billo – дизайнеры этих домов моды создают классические модели, идеально подходящие для школы».
В обувной сети дисконт-центров «Пешеход», развиваемой ГК «Обувь России», также с 20 августа по 11 сентября действует акция, по которой предоставляется 10% скидка на детскую обувь. Ранее таких акций не проводилось в сети, но в связи с растущими потребностями покупателей, нововведение пришлось оформить.
Все большее внимание детям уделяет и сеть магазинов «Спортмастер». Как рассказали Retailer.RU в компании, в этом году во всех магазинах «Спортмастера» появился специализированный товар для детей к школе — одежда и обувь, спортивный инвентарь.
«Перед новым сезоном во всей сети были введены дополнительные скидки. К школе была представлена новая осенняя коллекция, и появилась она в магазинах уже 1 августа, — комментирует Сергей Агибалов, управляющий делами ГК «Спортмастер». — Последняя декада августа была очень успешной по продаже товаров детской тематики. По сравнению с августом 2010 г. продажи увеличились по детской одежде на 78%, а по обуви на 79%. Из всей одежды и обуви детский ассортимент составил пятую часть продаж».
Флористика
Что касается цветочных ритейлеров, то, как и следовало ожидать, в связи с огромным спросом одновременно возросли и продажи, и стоимость товара. Например, в компании «Солнечная культура», развивающей цветочную сеть «Новая Голландия», отмечают, что цены на «ходовые» цветы — розы, хризантемы и гвоздики — поднялись на 5-20%.
В «Цветоптторге» сообщают, что продажи в сети увеличиваются обычно за 1-2 дня до 1 сентября. «Скупают прежде всего букеты подешевле, — говорит Алексей Захаренко, заместитель генерального директора компании. — На школьных праздниках не принято разоряться. В общем, отчасти поэтому «Цветоптторг» возобновил продажи своего «брендового» ассортимента – букетов из 10 роз от 150 руб.»
Книги
В сети книжных магазинов «Буквоед» отмечают, что с 20 августа по 10 сентября существенно увеличивается количество покупателей и на 10-20 % возрастают продажи книг из списка учебной литературы. Для привлечения покупателей «Буквоед» проводит традиционную ежегодную «Неделю детской книги», во время которой устраивается множество мероприятий для детей и их родителей.
Мобильные телефоны и цифровая электроника
Начало учебного года и влияние 1 сентября на своих продажах отмечают также ритейлеры сегмента мобильных телефонов и цифровой электроники — «Евросеть», «Белый Ветер Цифровой» и re:Store.
В первых числах августа в сети «Белый Ветер Цифровой» стартовала рекламная кампания «Это у вас тут специальные условия для школьников?». Специальные предложения были подготовлены по ноутбукам, планшетам и смартфонам. На все товары, участвующие в акции, распространяются особые условия, скидки по некоторым позициям достигают 15-20%.
Продажи ноутбуков, нетбуков и моноблоков закономерно увеличиваются на 15-20% в этот сезон, — комментирует Олеся Макаренко, директор по маркетингу компании. — Также наблюдается рост продаж программного обеспечения и аксессуаров. В этом году мы еще ждем высокий спрос на планшеты».
В «Евросети» сообщают, что во второй половине августа и в сентябре в связи с началом нового учебного года и бизнес-сезона ежегодно происходит резкое повышение деловой и покупательской активности.
«В зависимости от категории гаджетов наблюдается рост продаж в штучном отношении от 10% до 30% по сравнению с началом лета, и от 2 до 16 раз, например, на электронные книги, по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.», — рассказали Retailer.RU в «Евросети».
Если говорить об акциях, то сейчас ритейлер предлагает покупателям ряд товарных и кредитных предложений. Например, год бесплатного мобильного интернета при покупке коммуникаторов HTC, беспроцентный кредит на Samsung I9100 Galaxy S II, месяц бесплатного доступа к электронной библиотеке при покупке телефона на базе Android. Постоянным клиентам, владельцам карт «Кукуруза», часть стоимости покупки возвращается на карту бонусами.
В магазинах сети re:Store при предъявлении студенческого билета или карты ISIC и заполнении анкеты участника, покупателям дается скидка 12 % при покупке компьютера iMac или Mac Pro, ноутбука MacBook Air или MacBook Pro, 15 % при покупке любого программного обеспечения или офисного пакета Microsoft Office для Мас 2011 и 20% на любые книги и журналы.
«Период Back to school («снова в школу») – это высокий сезон для продавцов потребительской электроники. Чтобы не пропустить момент роста продаж, сети re:Store Retail Group начинают акции в своих магазинах за 1-2 недели до 1 сентября. По итогам сентября 2010 г. 15% от всех проданных компьютеров в сети re:Store составили те, что участвовали в акциях», — сообщает re:Store.
БТиЭ
В «Цифровом центре Ион» отмечают, что с 20 августа количество покупателей в магазинах увеличивается примерно на 35-40%. Как рассказали Retailer.RU в компании, конвертация посетителей в реальных покупателей по сети очень высока, поэтому увеличение числа клиентов выливается в рост выручки в среднем по ассортименту на 20%.
«Наши клиенты – представители среднего класса, которые, возвращаясь из отпуска, не только хотят оснастить свое чадо качественной и прогрессивной техникой, но и сами не прочь обновить свою. К тому же, август и сентябрь – время запуска самых горячих новинок», — подеркивают в компании.
По данным «Цифрового центра Ион», в этом году драйверами роста посещаемости и продаж стали планшет Samsung Galaxy Tab 10.1, золотой Nokia Oro и 3D-телефон от HTC. Помимо сезонных ценовых предложений в магазинах сети проходят «Дни знаний», во время которых даются открытые уроки по цифровой технике, бесплатно настраиваются сложные устройства и проч.
В «М.видео» спрос на технику в это время года увеличивается в среднем на 30-50% в зависимости от категорий. По данным компании, наибольшим спросом пользуется цифровая техника — мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты, компьютеры и электронные книги.
Приток покупателей перед 1 сентября отмечают и в Media Markt. По сравнению с летним периодом количество покупателей по сети увеличивается на 50%. Наибольшим спросом пользуются смартфоны, планшеты и ноутбуки.
ТЦ
Помимо ритейлеров к началу учебного года готовятся и в торговых центрах. Например, в петербургском ТРЦ «Галерея» к 1 сентября была запущена акция «Собираем в школу!», в которой принимают участие некоторые магазины комплекса«Галереи». По информации компании, для удобства посетителей был выпущен буклет, в котором собраны наиболее выгодные предложения арендаторов «Галереи».
Кроме того, в день знаний в ТРЦ для всех школьников будет работать креативная фотозона и раздача воздушных шаров, а на пятом этаже в парке аттракционов «Хэппилон» состоится благотворительная акция «Дорога к солнцу».
«Данные о проходимости и объемах продаж мы не раскрываем, однако отмечу, что примерно с 20 августа поток посетителей значительно увеличился», — рассказали в компании.