Продажи смартфонов в России по итогам 2012 г. показали рост в 1,6 раза относительно 2011 г. и достигли 13 млн аппаратов. Объем рынка устройств в денежном выражении превысил 138 млрд руб. — на 60% больше, чем в 2011 г.
Как говорится в исследовании МТС, доля смартфонов в общем количестве проданных мобильных телефонов (42,2 млн аппаратов) составила 31%, превысив значение 2011 г. на 11 п.п. В денежном выражении «умные телефоны» заняли 67% общего объема продаж мобильных телефонов (205 млрд руб.) – рост на 19 п.п. по сравнению с 2011 г.
Сегодня наибольшее число обладателей смартфонов — люди до 24 лет, преимуществами «умных телефонов» пользуются уже более половины молодых россиян (56%). Существенная часть (68%) пользователей пока не перешла на смартфон, опасаясь технической сложности в обращении с ним.
Половина абонентов сотовых операторов, которые сейчас используют обычный телефон, купили бы смартфон, будь он им по карману, говорится в сообщении компании. В 78% российских семей, где доход не превышает 20 000 руб. в месяц, пользуются обычными мобильными телефонами, смартфоны есть в половине семей с доходом от 50 000 руб.
Наиболее активный рост в 2012 г. показал сегмент бюджетных смартфонов – плюс 9%. Несмотря на то, что значительное число россиян продолжают считать, что мобильный телефон нужен только для звонков, многие (74%) признают, что навигация и карты в мобильном телефоне – это удобно, постепенно переходя на смартфоны.
Как отметил Вадим Савченко, вице-президент по продажам и обслуживанию МТС, трендом прошедшего года стал рост продаж недорогих смартфонов.
«В минувшем году сегмент смартфонов стоимостью ниже 5 000 руб. показал в рознице МТС максимальный рост и занял более четверти общего объема продаж «умных телефонов», — добавил топ-менеджер.
По результатам 4 квартала 2012 г. на российском рынке было продано 4,3 млн смартфонов – на 51% больше в сравнении с 4 кварталом 2011 г. Доля гаджетов в общем количестве проданных мобильных телефонов (11,7 млн аппаратов) составила 37%, превысив на 13 п.п. значение 4 квартала 2011 г.
В денежном выражении в 4 квартале 2012 г. объем рынка смартфонов составил 48 млрд руб. — на 56% больше по сравнению с 4 кварталом 2011 г. Доля смартфонов в общем объеме рынка мобильных телефонов (64 млрд руб.) составила 75%. Средняя рыночная цена смартфонов за 2012 г. снизилась на 0,6% по сравнению с 2011 г. — до 10 706 руб. благодаря росту продаж устройств в низкой ценовой категории.
Наиболее популярными мобильными операционными системами в сегменте смартфонов на российском рынке в 4 квартале стали платформы Android – доля смартфонов на этой ОС превысила 67% (+4,6 п.п. по отношению к 3 кварталу 2012 г.), Bada (ее доля составила 8%), замыкает тройку наиболее популярных ОС Asha (7,7%).
По результатам 4 квартала 2012 г. количество проданных в России телефонов составило 11,7 млн аппаратов, это на 2% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. По итогам года объем рынка в натуральном выражении достиг уровня 42,2 млн аппаратов, что на 3,4% больше, чем в 2011 г. В денежном выражении в 4 квартале 2012 г. объем рынка составил 64 млрд руб. – рост на 18% по
сравнению с 4 кварталом 2011 г. По итогам года объем рынка в денежном выражении составил 205 млрд руб., это на 15,6% больше, чем в 2011 г.
Средняя рыночная цена продаваемых мобильных телефонов в 4 квартале 2012 г. увеличилась на 20,2% относительно аналогичного периода 2011 г. В целом за 2012 г. средняя цена мобильного телефона увеличилась на 12% до 4 861 руб. по сравнению с 2011 г.
Как уточняется в сообщении МТС, наиболее активно продажи смартфонов в розничной сети растут в низком ценовом сегменте –
годовой рост этой категории смартфонов превысил 12 п.п. В топ-5 самых продаваемых брендов смартфонов в рознице компании по результатам 4 квартала 2012 г. вошли Samsung, Nokia, МТС, Sony и HTC.
Продажи финансовых услуг в салонах МТС (продажи в кредит, денежные переводы, погашение кредитов) в 4 квартале 2012 г. выросли в 6,5 раза по сравнению с 4 кварталом 2011 г. Продажи ноутбуков и планшетных компьютеров в 4 квартале 2012 г. показали рост в 5,3 раза относительно аналогичного периода 2011 г.
Справка:
Розничная сеть МТС cоздана в 2009 году как 100%-я дочерняя структура ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Количество салонов МТС (с учетом партнеров, работающих под брендом МТС) на конец 2012 г. составляет 4050, из которых 70 флагманов, в 980 городах России. Салоны ориентированы на продвижение розничных продуктов и услуг оператора, продажу мобильных телефонов и цифровой техники. Розничная сеть МТС также оказывает финансовые услуги: прием платежей, денежные переводы, кредитование, закрытие кредитных платежей. Действует интернет-магазин МТС.
В рейтинге ТОП-100 крупнейших рознгичных сетей России, опубликованном в журнале Retailer Magazine, компания заняла 25 место с выручкой по итогам года 25,7 млрд руб. (без учета НДС).