"Электронные помощники — последнее, от чего откажутся современные потребители. Рынок бытовой техники вновь растет!" — главный директор всемирной выставки IFA (International Funkausstelling) в Берлине Йенс Хайтхеккер не скрывал своего воодушевления. IFA — самая авторитетная в мире выставка потребительской электроники, где компании демонстрируют новинки и становятся всемирно известными (именно здесь впервые заявила о себе корпорация Samsung). В этом году она собрала рекордное количество участников — около двух тысяч, на 40% больше, чем в прошлом году. Такого притока организаторы не ожидали: в кризисные годы число участников уменьшилось, из-за падения спроса компании старались сократить издержки.

Восклицание директора IFA имеет под собой почву — в последний год продажи электроники в мире действительно начали расти. В первом квартале 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение составило 4%. Это больше, чем у других глобальных потребительских отраслей, — те дают увеличение от силы 1–2% в год.

Если же разбирать детали картины, то реально рост рынка электроники обеспечивают всего два сегмента — смартфоны и планшетные компьютеры. Продажи традиционной электроники, в том числе обычных компьютеров и ноутбуков, остаются стабильными, а то и падают. Платежеспособность потребителей во всем мире снизилась, и в ближайшее время не вернется к докризисному уровню. Убытки несут прежде всего высокотехнологичные лидеры рынка, например, такие компании, как американская Hewlett-Packard (HP) или японская Sony, которые сегодня вынуждены отказываться от многих направлений своего бизнеса.

Ажиотаж на последней IFA обеспечили массовые бренды из ЮВА. Игроки из Кореи, Тайваня, Индонезии, Китая презентовали на выставке копии дорогих технологичных брендов, но более доступные по цене. Такие компании сегодня демонстрируют рост в 15–20%, поскольку соответствуют главному стремлению посткризисного потребителя — получить по прежней цене товар с лучшими качественными характеристиками.

Из сборщиков в производители

Азиатские массовые производители бытовой электроники, как правило, начинали на рынке как поставщики комплектующих, оборудования либо как контрактные производители. Они получили возможность развития в кризис, когда резко повысились издержки у электронных брендов. Быстрому взлету азиатских компаний способствовали низкие издержки (прежде всего за счет рабочей силы) и близость к сырью и комплектующим. К тому же, работая в последние десятилетия на западные компании, азиаты обзавелись достаточными компетенциями для производства качественных продуктов, и это стало решающим конкурентным преимуществом. На IFA презентации турецкой Vestel или китайской Haier почти не уступали презентациям европейских компаний, а по количеству новинок зачастую и превосходили.

Под новинками имеются в виду не только пылесосы или стиральные машины, но и планшетные компьютеры, смартфоны, жидкокристаллические и плазменные телевизоры — ниши, где традиционно лидируют более дорогие бренды. Та же Vestel, долгие годы известная как поставщик оборудования и контрактный производитель потребительской электроники для глобальных брендов, развила мощную сырьевую базу и теперь активно продвигает собственный бренд, предлагая доступные копии smart-технологий именитых марок. «Мы вывели в этом году 20 новинок только в сегменте телевизоров, и это новинки той же категории, что и у лидеров рынка — Samsung, LG и прочих. 3D-телевизоры, телевизоры с присоединением к интернету (с usb-портом), LED-телевизоры в классической артраме наподобие картины. Они особенно популярны, поскольку реализуют извечную мечту хозяек как можно лучше вписать телевизор в интерьер, — говорит Исмаил Эсе, директор по маркетингу компании Vestel. — При этом наши новинки доступны по цене. Например, мы предлагаем ЖК- и LCD-телевизоры по цене моделей с электронно-лучевыми трубками или высокие холодильники, холодильники с технологией No Frost по цене стандартных». Такая стратегия обеспечила Vestel почти взрывной по нынешним временам рост в 20%.

Среди новых азиатских лидеров есть и компании, которые уже много лет занимаются производством техники для потребителей своего региона. Та же Haier существует с 1984 года и имеет мощные позиции в ЮВА. Сегодня она вместе с мировыми фаворитами располагает 20 собственными проектными институтами в Китае, Европе, США, занимает 27-е место из 50 среди ведущих инновационных компаний мира в области бытовой электроники.

Разница в цене известного европейского и нового азиатского бренда может доходить по некоторым позициям до 100%. Это дает стремительный рост продаж техники производителей второго эшелона, однако многие покупатели испытывают скептицизм по поводу ее качества и долговечности. Сами производители при этом заверяют, что этап, когда азиатские бренды по качеству разительно отличались от европейских, преодолен. «Мы обязаны поддерживать хорошее качество. Так, мы снижаем издержки, связанные с постпродажным обслуживанием, ремонтом и возвратом техники. Сегодня мы увеличиваем штат сотрудников, которые занимаются созданием новых технологий. У нас уже есть исследовательские центры в Турции, Англии, Китае», — делится в интервью «Эксперту» Исмаил Эсе.

Спасение — в интеллекте

Лидеры рынка испытывают давление со стороны азиатов, и новинок у них на IFA куда меньше, чем в предыдущие годы. Так, НР, крупнейший глобальный производитель компьютерной техники, поглотивший в свое время Compaq Computer, перестал в этом году выпускать компьютеры и планшеты, сосредоточившись на программном обеспечении и услугах. Прекращает в этом году самостоятельный выпуск новых телевизоров европеец Philips из-за демпинга со стороны корейской Samsung, по его пути идет корпорация Sony, приостановив продажи дорогих ТВ на японском рынке.

Многие гиганты выбирают защитой от конкуренции патентные войны. Несколько дней назад американская Apple добилась через суд в Дюссельдорфе запрета презентации на IFA планшетника Galaxy Tab 7.7 от Samsung. Он, считает Apple, копирует ее iPad и iPhone.

Однако более надежный путь уйти от соперничества с азиатами — предлагать новинки, суть которых не в новой комплектации или новом цвете, а в принципиально иной технологии. Таким образом будет учтен еще один важный нынешний потребительский тренд — стремление уставших от череды псевдоновинок людей к реальным инновациям. Ведь именно благодаря реальным инновациям самые продаваемые сегодня продукты — смартфоны и планшетники — стали таковыми.

«Уже не менеджмент, принимающий решения и разрабатывающий бизнес-планы, выступает драйвером роста. Обратная связь с потребителем — вот сегодня главная движущая сила бизнеса. Потребитель очень изменился: он считает деньги и хочет знать, что покупает», — сказал Кейс Маклагин, президент компании Electrolux, на открытии своего стенда.

Bosch, Electrolux, Loewe, Philips, Miele, Dyson в последний год увеличили вложения в R&D. В некоторых компаниях доля инвестиций на исследования и инновации доходит до 20–30% от оборота — это в три раза больше, чем в начале нулевых. Эти компании продемонстрировали на IFA действительно инновационные продукты — экологичные, с высоким уровнем энергосбережения и удобные в использовании. Как порадуют нас дома и сэкономят силы и время энергосберегающие стиральные машины, комбинированные индукционные плиты с тремя уровнями мощности, пылесосы, действующие по принципу циклона. А после уборки и готовки можно посмотреть телевизор, особенно если это LCD-телевизоры с жидкокристаллическим дисплеем или LED-телевизоры со светодиодным дисплеем, который отличается от жидкокристаллического тем, что вместо флюоресцентных ламп в нем применяются светодиоды — они позволяют отобразить большее количество цветов, или плазменные телевизоры, или домашние 3D-системы. Смартфоны и планшетные компьютеры подойдут и для работы, и просто так.

Гранды надеются, что выпущенные новинки позволят поддержать продажи и даже нарастить их. «Большинство современных пылесосов отличается друг от друга только уровнем мощности, которая по мере использования пылесоса снижается, — говорит Константин Рустамбеков, генеральный директор компании Dyson в России. — Наши модели, устроенные по принципу циклона, никогда не теряют мощности всасывания. Для этого основателю компании Джеймсу Дайсону пришлось разработать уникальную технологию и каждый год ее совершенствовать, расширяя штат инженеров. Но зато сегодня мы имеем 15-процентный рост продаж на стабильном глобальном рынке».

Другое дело, что вся эта красота и удобство недешевы: они требуют увеличения издержек, прежде всего за счет вложений в инжиниринг и продвижение. «Презентация пылесосов занимает у нас в среднем 20–30 минут. Столько времени требуется, чтобы рассказать, чем наш продукт отличается от других. Это нельзя сделать в двух словах: надо объяснить покупателю принцип действия довольно сложной техники, оперируя терминами из физики, математики, — отмечает г-н Рустамбеков. — Нам приходится долго обучать персонал продавать наши сложные пылесосы. Быстро это сделать невозможно, и мы не гонимся за количественным ростом дистрибуции. Нам важно ее качество. Другие производители пылесосов давно имеют продажи по всей стране, мы же только-только начинаем осваивать регионы Урала и Сибири».

Очевидно, что уникальные продукты никогда не будут продаваться десятками миллионов. Их выпуск по сравнению с продукцией массовых азиатских производителей априори невелик, и компаниям, делающим ставку на такое качество, придется поступиться выручкой. Но это единственный путь выживания для дорогих брендов, в противном случае их сметут проворные азиатские игроки.

Впрочем, пока представители дорогих брендов, несмотря на низкий платежеспособный спрос, считают свое положение устойчивым. Они опираются на свои многолетние традиции в дизайне, а также привычку многих потребителей ценить помимо функциональных свойств техники еще и комфорт и свои эмоции. Например, многие новинки компании Miele следуют современному тренду в развитии рынка товаров для дома — энергосбережению. Компания разработала специальное приложение для iPhone, которое позволяет управлять бытовой техникой, в частности включать ее в работу в то время, когда действует дешевый энерготариф.

А презентация на выставке новинок стиральных машин той же компании проходила под известную классическую немецкую музыку в сопровождении модных показов. Четкий мессидж потребителю: мы совершенны и опираемся на традицию, нам не страшна никакая конкуренция.        

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments