Что знают работники аэропортовых Duty Free, чего не знают простые смертные?
Екатерина Польская, бывший сотрудник Duty Free:
Я работала в Duty Free в отделе закупок, то есть мы завозили туда товар. Обычно считается, что в Duty Free товар попадает напрямую из-за границы, минуя нашу таможню, то есть это настоящие иностранные товары по европейским ценам — так Duty Free себя рекламирует. Но это не всегда так. Обычно дистрибьютор привозит товар на территорию России, он проходит таможню, какое-то время здесь находится и только потом попадает в стерильную зону, то есть заново «затаможивается». Получается, что ценник у товара не из европейского ритейла, а российский минус НДС. Кстати, если вы летите не за границу, то налог на товары в магазинах в зоне вылета сохраняется. То есть там цены те же, что и в городе.
Также многие думают, что в Duty Free работают профессионалы. Это совершенно не так, в основном там работают люди из близлежащих к аэропорту городов. Там низкие зарплаты и низкий уровень квалификации. Если повезет, парфюмерный или косметический консультант мог раньше работать в городе в каком-то ритейле, но обычно, если человек работал в «Л’Этуале» или «Иль де Ботэ» — он там и остается. Вряд ли он будет ездить за МКАД, чтобы работать в Duty Free за пятнадцать или двадцать тысяч в месяц и стоять там на ногах с утра до вечера. Плюс ко всему, там не очень хорошо работать, потому что нет постоянных клиентов, то есть не складывается отношений «продавец — постоянный клиент», которые есть в бутиках и хороших торговых центрах. Сегодня клиент есть, завтра его уже нет. Есть, конечно, люди, которые летают постоянно, но они летают через VIP, и там бывают сотрудники, которые очень давно работают и уже знаю знают «своих», но это редкость.
Вообще, покупки в Duty Free, как правило, импульсивные. Покупают чаще всего алкоголь и сигареты в дорогу, то есть человек над этими покупками долго не раздумывает. Сложно продать что-то дорогое. То, что хорошо продается в городе, автоматически хорошо продается и в Duty Free. В этой сфере очень мало профессионалов, никто на самом деле не знает, что делать с таким ритейлом. Потому что когда ты продаешь что-то в городе, то выстраиваешь свою стратегию определенным образом, основываясь на бестселлерах, покупателях, таргет-маркетинге и так далее — там ничего этого нет. Поэтому очень сложно бывает за что-то зацепиться и найти нужное направление. Там очень часто меняется руководство, и, к тому же, очень высокая арендная плата.
Короче говоря, Duty Free – сложный ритейл. Отсутствует постоянная клиентура, то есть она полностью зависит от пассажиропотока, сезонности, других факторов. Сейчас еще очень сильно упали продажи в связи с кризисом, поэтому пытаются продать товар хоть кому-нибудь. Человек ведь улетит и не вернется пожаловаться, если что-то не так. Поэтому страдает качество сервиса.
Duty Free был очень выгодной историей в свое время, но сейчас многое можно купить в городе. Раньше люди покупали в Duty Free, потому что думали, что в городе продается подделка, а в Duty Free – настоящее. Многие до сих пор так считают, но это скорее старшее поколение, которое все еще верит, что товары из Duty Free поставляются напрямую из-за границы и больше никак. Как я уже сказала — это не так. Тут пятьдесят на пятьдесят. Обычно груз едет сначала к российскому дистрибьютору, и от него уже забирают кусок для Duty Free. То есть дистрибьютор на территории России у товара один. Бывает, что товар продают через оператора. Они заключают контракт, и дистрибуция товара идет через иностранного оператора, но у нас сейчас их всех повыгоняли, потому что вроде как мы сами можем, а иностранцы нам не нужны. Поэтому все больше товара попадает через дистрибьюторов. То есть, товар весь тот же самый, что и в каком-нибудь «Л’Этуале». Очень часто этим занимаются одни и те же люди, по крайней мере в России.
Поддельного товара в Duty Free нет — это очень сложно. Многие хотят поставлять в Duty Free, есть прямая связь с брендами, и они хотят там продаваться, чем больше, тем лучше. Поэтому, если крупным компаниям не перекрывать кислород, они с удовольствием будут поставлять товар в Duty Free. Товар может поставляться либо напрямую, либо из города, но точно не поддельный.