Президент и основатель ГК «АТОЛ» Алексей Макаров поделился впечатлениями от выставки Retail’s Big Show 2012, назвал причины технологического отставания отечественного ритейла и рассказал, когда устройства self-checkout и мобильные POS-терминалы появятся в российских магазинах.
— Алексей, в январе этого года вы посетили Retail’s Big Show 2012 — одну из крупнейших в мире выставок, посвященных технологиям в розничной торговле. Какие из представленных там новинок поразили вас больше всего?
— Прежде всего, меня удивил объем рынка устройств self-checkout. По прогнозам аналитиков, в этом году в мире будет продано 500 тыс. таких устройств. Это огромная цифра: я думал, что на сегодняшний день эта технология остается преимущественно технологией будущего, но это уже не так. Путешествуя по США и Европе, можно наблюдать, как местные ритейлеры постепенно увеличивают в линейке POS-оборудования долю устройств self-checkout. Что не удивительно, ведь терминалы самообслуживания — это ускорение расчетов на кассе, экономия ФОТ и имидж инноватора.
Еще одна поразившая меня тенденция — это мобилизация рабочих мест, в том числе и POS-терминалов. На выставке было представлено огромное количество ПО для устройств на базе операционных систем Android и iOS, позволяющего превратить эти устройства в мобильные POS-терминалы. Ритейлер, таким образом, экономит деньги, пространство торгового зала и, что немаловажно, — время покупателя.
Среди устройств, используемых в качестве мобильного POS-терминала, абсолютным лидером является iPad, которому отдают предпочтение 77% ритейлеров (по данным исследовательской компании IHL Group), на втором месте — все устройства на платформе Android (47%), на третьем — iPhone (30%), на четвертом, как ни удивительно, — iPod touch (23%). Чтобы превратить смартфон в полноценный POS-терминал, к нему предлагаются специальные аксессуары, позволяющие сканировать штрих-код товара и совершать оплату по банковской карте. Такие насадки для iPhone, к примеру, используют в Apple store, где вообще нет касс.
— В последнее время среди ритейлеров активно обсуждается использование радиочастотной идентификации товаров и бесконтактных платежей. Каковы, на ваш взгляд, перспективы этих технологий?
— Бесконтактные платежи действительно становятся все более популярными. Еще пять лет назад в Гонконге при помощи специальной карты можно было не только оплатить проезд в транспорте, но и совершить небольшую покупку в вендинговом автомате. В Нью-Йорке сегодня во многих магазинах стоят ридеры VeriFone, которые принимают карты Google Wallet. Они работают на основе NFC-технологии, обладающей большей степенью защиты по сравнению с RFID.
Использование RFID-технологии в self-checkout — это все-таки не сегодняшний день. Стоимость RFID-метки на данный момент такова, что затраты превышают экономию. Wal-Mart объявил, что в 2016-2017 гг. полностью перейдет на RFID, но я в это не верю. С другой стороны, как и все гаджеты, RFID-метка будет стоить все меньше и меньше, так что масштабы ее применения будут планомерно возрастать. Со склада, где эта технология уже используется, она будет перемещаться в торговый зал.
— Какие страны лидируют с точки зрения внедрения этих технологий?
— Экономически развитые страны: Германия, Франция, Англия, Япония и, безусловно, США.
— В чем причины технологического отставания российской розницы от мировых трендов?
— Существует, на мой взгляд, как минимум три причины. Во-первых, бизнесу в России всего-то 20 лет. Если на Западе за десятилетия жесткой конкуренции ритейлеры автоматизировали все до последнего миллиметра, то перед отечественными сетями вопрос повышения эффективности пока не стоит так остро. В России еще есть огромные возможности роста за счет слияний и поглощений, выхода в новые регионы, оптимизации совершенно простых бизнес-процессов — та же муштра кассиров, например. О каком self-checkout может идти речь, если скорость сканирования товаров, приобретенных одним покупателем, в России минимум в два раза ниже, чем в Германии?!
Во-вторых, инновации в нашей стране находятся на значительно более низком уровне развития, чем за рубежом — это объективная реальность, связанная с состоянием экономики.
В-третьих, это разница в среднем уровне заработной платы. Основной «кост», который призваны сокращать информационные технологии, — это ФОТ. Но если средняя зарплата кассира в Московском регионе составляет 10-15 тыс. руб. (€250-380) в месяц, то в Германии это никак не меньше €2-3 тыс. Даже если учесть все налоговые отчисления на сотрудников, которые делают российский ритейлеры, то разница будет в разы! Поэтому экономика по инновационным проектам совсем другая.
— И все-таки когда эти технологии появятся в России?
— Думаю, мобильные POS-устройства войдут в нашу жизнь в течение ближайшего года. Причем это будут именно терминалы на базе смартфонов Android или Apple, потому что такова общая тенденция и это существенно дешевле, чем специализированное оборудование. В России цена на смартфоны Android уже менее 8 000 руб., а стоимость любого профессионального мобильного терминала составляет свыше $1-1,5 тыс.
В первую очередь мобильные POS-устройства найдут применение в непродуктовом ритейле: чем короче чек, тем проще использование мобильных технологий. В некоторых форматах, например, бутиках, можно будет вообще отказаться от POS-терминалов и использовать мобильное решение, которое будет печатать фискальный чек.
Self-checkout получит массовое распространение не раньше, чем через пять лет, и только в крупных гипермаркетах. Self-checkout требует больше места, чем стандартная кассовая зона, а для небольшого ритейлера проблема экономии места стоит более остро, чем для ритейлера, развивающего крупный формат. Хотя в Европе и США self-checkout внедряют и маленькие магазины, мне непонятно, как это приложить к российским реалиям. Крупные сети супермаркетов и магазинов у дома пока не готовы к таким инвестициям. Несетевая розница этого тем более делать не будет: для нее это непонятно, страшно и связано с большими затратами.
Тему бесконтактных платежей, думаю, в России в ближайшее время очень сильно продвинут мобильные операторы. Свидетельство тому, к примеру, пилотные проекты МТС с автозаправками «Лукойл» и сетями вендинговых автоматов.
Облачные технологии — а это еще один сильный мировой тренд, о которым мы забыли упомянуть, — в нашей стране являются востребованными сегодня только на уровне офисных приложений. Спроса на «облако» в применении к мобильным терминалам мы пока не видим.
— Ведет ли «АТОЛ» разработки в этих направлениях?
— Безусловно, мы своевременно уловили тенденции. К примеру, сейчас совместно с коллегами из Wincor Nixdorf мы заканчиваем разработку решения self-checkout на основе их оборудования и нашего программного обеспечения Frontol. Заказчик — один из региональных ритейлеров, запуск проекта намечен на весну.
Также готовится к выпуску целый ряд программных продуктов для POS-терминалов. Одно из решений, позволяющее печатать фискальный чек прямо с iPhone, мы представим уже этим летом. Данное устройство смогут использовать не только сотрудники точек продаж, но и курьеры интернет-магазинов.
Что касается RFID, то эта технология уже применяется для идентификации кассиров. Идея же использования RFID для идентификации товаров пока не нашла отклика среди наших клиентов и партнеров, но мы всегда открыты инновациям.
Справка
ГК «АТОЛ» основана в 2001 г. Лидер в разработке, производстве и дистрибуции оборудования и программного обеспечения для автоматизации. Собственные разработки ГК «АТОЛ»: ПО Frontol и MobileLogistics, фискальные регистраторы FPrint, решения для комплексной автоматизации малого бизнеса EasyPOS, а также POS-системы для торговли и ресторанного бизнеса ForPOSt.