Иркутская группа компаний "Слата" в 2015 г. развивает сеть дискаунтеров "Хлеб-Соль". Как рассказали Retailer.RU в компании, ритейлер намерен открыть до конца года 13 магазинов. К сравнению, за это же время группа планирует открыть семь супермаркетов "Слата".
Сеть "Хлеб-Соль" группа запустила в ноябре 2014 г. На конец мая в Иркутске и области работает восемь точек. Развивая формат, компания делает ставку на привлекательную ценовую политику сети, говорит директор формата Семен Идт. Так, более низкая наценка на товары дискаунтера по сравнению с маржой в других магазинах группы (супермаркеты "Слата" и "Славный") достигается за счет сдержанного оформления торгового зала, оптимизации торговых процессов, небольшого количества персонала. Кроме того, в компании добиваются более низких закупочных цен благодаря объемам продаж. Эти меры позволяют установить цены на продукцию ниже среднерыночных более чем на 15%.
Средняя площадь дискаунтеров составляет 400 кв. м. Ассортимент насчитывает порядка 1,3—1,5 тыс. SKU (к сравнению в супермаркетах показатель находится на уровне 8-12 тыс. SKU). Инвестиции в развитие сети ритейлер не раскрывает.
Вложения в открытие одного магазина составят 10-18 тыс. руб. за кв. м общей площади точки, оценивает аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин.
Региональный потенциал
Формат магазинов, цены в которых установлены ниже среднерыночных, еще сравнительно слаборазвит в регионах, на него приходится около 10% магазинов, считает Тимур Нигматуллин. "С учетом низкой базы в сегменте возможна активная экспансия. Я думаю, что в скором времени этим не преминут воспользоваться федеральные игроки", — подчеркивает эксперт.
С тем, что сейчас подходящее время для развития формата дискаунтеров в Иркутске, согласен директор по развитию иркутских сетей "Цезарь" и Spar Александр Панковец. Несмотря на то, что для города это не новый формат, с конца 2014 г. новые перспективы для него создает экономическая ситуация в стране.
Однако, по мнению топ-менеджера, необязательно создавать новую сеть с нуля. "Во всем ритейле упал средний чек, снизился покупательский трафик, при этом вырос интерес к акционным предложениям. Целесообразно сделать специализированный отдел эконом-класса в супермаркетах, поскольку разные социальные группы по-разному сокращают свою корзину. Дискаунтер же ориентируется на конкретную группу населения, а отдел в супермаркете охватывает всю аудиторию", — объясняет Александр Панковец.
Наиболее перспективный формат
Сети формата "дискаунтер" и магазинов "у дома" в первом квартале 2015 г. показывают наибольший прирост сопоставимых продаж у мультиформатных федеральных ритейлеров. Сложная макроэкономическая ситуация привела к частичному перераспределению потока покупателей из магазинов сетей "Перекресток" и "Карусель" в торговую сеть "Пятерочка", отмечалось в сообщении X5 Retail Group об итогах января-марта 2015 г. Так, магазины "Пятерочка" увеличили выручку сопоставимых магазинов на 21,7% против роста LFL-выручки на 7,5% и 7,8% в супермаркетах "Перекресток" и гипермаркетах "Карусель" соответственно.
Формат "магазины у дома" показал лучшую динамику и в ГК "Дикси". Сопоставимые продажи магазинов "Дикси" приросли на 13%, в то время как супермаркетов "Виктория" — на 9,1%, дивизиона "Мегамарт" (гипермаркеты "Мегамарт", "Минимарт") — на 2,9%.
По итогам 2014 г. прирост формат увеличил свои продажи на 200 млрд руб., из них — 86 млрд руб. — за счет того, что покупатели ходят в эти магазины чаще и тратят больше (данные основаны на мониторинге потребительской корзины 10 тыс. российских домохозяйств), сообщал ранее GfK. Это означает прирост на 16,4% по сравнению с 2013 г., в то время как формат гипермаркетов вырос на 12,6%, супермаркетов — на 7,3%.
Магазины "у дома"активно развиваются как формат и с точки охвата аудитории в целом уже превзошли супермаркеты, говорит руководитель департамента панельных исследований исследовательского холдинга "Ромир" Инна Афанасенко. При открытии новых магазинов данного формата нужно особо сделать акцент на ассортименте, так как сейчас покупатель приходит не только за выгодной ценой, но и за широким выборов товаров, отмечает эксперт.
Справка
Торговая сеть "Слата" основана в 2002 г. По данным на середину мая 2015 г. на территории Сибирского федерального округа работает 62 магазина под брендами "Слата", "Славный", "Хлеб-Соль". Оборот в 2014 г. составил 9,9 млрд руб. (с НДС).