По предварительной оценке Комитета по экономике промышленной политике и торговли оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге в январе-мае 2010 г. составил 276,3 млрд руб. Что составляет рост в 108,7% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. в сопоставимых ценах. Оборот общественного питания – 17,2 млрд руб. (94,8%).
Реальные денежные доходы петербуржцев по данным Петростата в январе–мае 2010 г. в Санкт-Петербурге составили 121,7% к соответствующему периоду предыдущего года. В мае 2010 г. доля расходов на покупку товаров и услуг составила 64% к аналогичному периоду 2009 г.
По данным компании Colliers International, на конец июня 2010 г. в Санкт-Петербурге функционировало 153 торговых объекта, совокупная общая площадь которых составила 3,88 млн кв. м, арендная – 2,5 млн кв. м. При этом, за первое полугодие 2010 г. было введено в эксплуатацию пять новых торговых объектов арендной площадью 50 500 кв.м. В первом полугодии 2009 г. ни один торговый объект не был введен в эксплуатацию.
В среднем по Санкт-Петербургу обеспеченность торговыми площадями в торговых объектах по районам города составляет 546 кв. м на 1 000 человек. Наиболее обеспеченными остаются Московский и Приморский районы, в которых на 1 000 человек приходится более 1 200 кв. м, а также Выборгский (более 1 000 кв. м) и Невский районы (около 770 кв. м).
До конца 2010 г. в городе планируется открытие еще четырех торговых объектов, прирост торговых площадей к концу 2010 г. составит более 500 000 кв. м (общая площадь объектов), таким образом, совокупное предложение превысит 4 млн кв. м.
Торговые объекты, введенные в первом полугодии 2010 г.
Торговые объекты, заявленные к введению во втором полугодии 2010 г.
В первой половине 2010 г. ритейл продолжал укреплять свои позиции самого активного сегмента рынка коммерческой недвижимости, отмечают аналитики. В настоящий момент средний уровень заполняемости торговых центров составляет около 90%, вакантными продолжают оставаться в основном неликвидные помещения. В наиболее успешных ТРК по-прежнему сохраняются листы ожидания: «Мега-Парнас» и «Мега-Дыбенко», «Радуга», «Гранд-Каньон», «Сенная», «Французский бульвар».
К концу июня 2010 г. ставки в действующих торговых центрах стабилизировались и начали постепенный рост. В конце июня ставки для якорных арендаторов, в среднем, выросли на 5-10% (по сравнению с июнем 2009 г.), для операторов галереи – рост ставок составил 20-30%, соответственно. Процесс ротации арендаторов в торговых комплексах продолжается.
Ставки на наиболее ликвидные помещения на Невском пр. выросли более, чем на 60% по сравнению с июнем 2009 г.
Снизился спрос со стороны ритейлеров на помещения, расположенные на Большом пр. П.С., где вакансия составляет составляет более 13% от общего размера площадей. Даже на наиболее ликвидные помещения максимальная ставка не превышает $ 1 200/кв. м/год (без НДС).
Специалисты Colliers International вывели ряд тенденций на рынке недвижимости Петербурга. Так они отмечают, что не произошло полного перехода от фиксированной арендной ставки на процент от оборота, т.к. эта мера применялась в основном для привлечения и удержания арендаторов в период кризиса. Большинство собственников продолжают начислять фиксированную арендную ставку. Однако арендодатели вернулись к стандартному размеру страхового депозита. Ритейлеры тестируют новые форматы своих магазинов и оптимизируют концепции существующих. Собственники существующих ТЦ эффективно проводят маркетинговые кампании в своих комплексах и устраивают event-мероприятия. Петербургские торговые сети выходят в регионы и на федеральный уровень: свои гипермаркеты открывают «O’Кей» и X5Retail Group, «Максидом». Наиболее устойчивый спрос показывают продуктовые сети. Невский проспект остается самым популярным торговым коридором, с высоким уровнем проходимости, занимающим особую нишу на рынке стрит-ритейла Санкт-Петербурга.
В настоящее время в Санкт-Петербурге наблюдается неравномерное распределение торговых площадей по районам, — делают выводы эксперты. — Наименее обеспеченные районы — Калининский, Кировский, Красносельский и Василеостровский, обладают большим потенциалом для развития торгового девелопмента. Ритейлеры активно пересматривают свои планы по развитию и отрывают свои новые магазины в первую очередь в успешных торговых объектах, с высокой посещаемостью.
До конца 2010 г. на рынок запланирован выход более 230 000 кв. м арендных площадей. Однако роста уровня вакантных площадей не ожидается, т.к. новые торговые площади представляют собой современное и качественное предложение, и уже сегодня заполнены более чем на 70%.