Расходы состоятельных китайцев на предметы роскоши за год упали на 15%, а на дорогие подарки они стали тратить на четверть меньше, выяснил Hurun Research Institute. Это следствие борьбы китайских властей с коррупцией и излишествами в среде чиновников и сотрудников госкомпаний, уверены аналитики. Среди самих же миллионеров растет число тех, кто готовится переселиться за рубеж.
Средние расходы китайцев на товары класса люкс в 2013 году сократились максимально за последние пять лет — с 1,77 млн до 1,5 млн юаней (около 250 тыс. долл.). Такой вывод специалисты Hurun сделали, опросив 393 китайских миллионера с состоянием от 10 млн юаней (1,6 млн долл.), около 20% из которых владеют активами на сумму более 100 млн юаней.
Как обычно, существенный спрос на предметы роскоши в КНР создавала давняя традиция дарить подарки партнерам по бизнесу и чиновникам. Однако пришедший к власти в конце 2012 года председатель КНР Си Цзиньпин начал масштабную кампанию по борьбе с коррупцией, которая, по его мнению, угрожает существованию партии. "Борьба властей с практикой дарить предметы роскоши оказала влияние, сократив такое дарение на 25% по сравнению с предыдущим годом", — отметил основатель Hurun и главный автор доклада Руперт Худжверф.
"Китайские чиновники теперь предпочитают более скромные подарки, для домашнего пользования — что-то вроде предметов восточной медицины или массажных кресел. Люди отмечают, что раньше они делали дорогие подарки, рассчитывая получить что-то взамен. Но теперь чиновники стали более "закрытыми", поэтому они дарят что-то менее ценное, просто для того чтобы поддержать отношения", — цитирует The Financial Times управляющего директора China Market Research Шана Рейна. При этом единственным китайским брендом в списке наиболее популярных подарков стал ликер Maotai.
Пристальное внимание общественности к дорогим часам на руках чиновников и связанные с этим судебные процессы привели к тому, что дорогие хронометры впервые за пять лет лишились статуса главного предмета коллекционирования китайскими миллионерами. Теперь их главное увлечение такого рода — старинные свитки с китайской каллиграфией. По итогам января—ноября 2013 года импорт швейцарских часов в страну сократился на 15%.
Борьба с излишествами не идет на пользу бизнесу компаний премиального сегмента в КНР. Производитель элитных часов и драгоценностей Cartier — швейцарская Richemont вчера сообщила, что Китай стал единственной страной в Азии, где продажи ее продукции упали в третьем квартале финансового года, продолжив тренд первого полугодия.
Впрочем, китайцы совершают две трети всех покупок предметов роскоши не внутри страны, а за рубежом, сообщала консалтинговая компания Bain&Co в декабре прошлого года. Состоятельные китайцы в принципе собираются переселиться за границу — сейчас 64% респондентов Hurun заявили, что они уже эмигрировали или намерены эмигрировать из КНР против 60% в прошлом году. Они считают наиболее привлекательными для постоянного проживания США. Но только 15% от общего числа желающих уехать намерены отказаться от китайского гражданства. Возможно, это связано с тем, что впервые за пять лет доверие миллионеров китайской экономике выросло.