Иван Савушкин работает системным администратором с 2001 г., за это время он прослушал шесть специализированных курсов по операционным системам Microsoft в Бауманке и сейчас готовится за свой счет сдавать экзамены в учебном центре компании «Микротест». В этой же компании Савушкин проработал около четырех лет, но в июле этого года ушел оттуда по собственному желанию, и буквально через неделю его пригласили в крупную компанию, занимающуюся продажами автомобилей. На новом месте молодой человек получает зарплату на 30% выше прежней. «Обучение, несомненно, увеличивает твою капитализацию на рынке, — говорит Савушкин. — И без сертификата, подтверждающего квалификацию, устроиться в стабильно работающую компанию сегодня невозможно».

А вот молодому специалисту Антону Чапчаю, который этим летом закончил факультет информатики и систем управления в Бауманке, новую работу найти пока не удается. Сейчас он работает инженером по сопровождению в компании, занимающейся разработкой биллинговых систем для сотовых операторов. В августе Чапчай прошел курсы по администрированию операционных систем в учебном центре университета, отдав за двухнедельное обучение около 23 000 руб. «Мне бы хотелось заняться разработкой, но в кризис компании неохотно берут людей без опыта, — вздыхает молодой человек. — Если раньше на каждое разосланное резюме я получал хоть какой-нибудь ответ, то сейчас — полная тишина. Но я решил пройти еще одни курсы — по программированию. В этой области получить старт, не имея большого опыта, легче».

Две большие разницы

В компьютерном учебном центре «Специалист» при МГТУ им. Баумана спрос на курсы повышения квалификации для сисадминов вырос на 6-10%. «Надо сразу разделить слушателей курсов на тех, чье обучение оплачивает работодатель, и тех, кто платит из своего кармана, — настаивает Дмитрий Гудзенко, директор центра. — Здесь мы наблюдаем совершенно разные картины. Падение спроса на обучение персонала началось в сентябре 2008 г., в начале 2009 г. “достигло дна”, и теперь компании снова начали вкладывать деньги в развитие сотрудников. Конечно, объемы несравнимы, но тенденция к росту налицо». По словам Гудзенко, это связано с тем, что, заморозив инвестиции в технический персонал и уволив часть не самых квалифицированных сотрудников, компании тем не менее не замораживали новые IT-проекты. На оставшихся легла серьезная моральная и физическая нагрузка: дефицит времени, знаний, отсутствие роста зарплаты. «Обучение персонала стало не только необходимым фактором для поддержки IT-инфраструктуры, но и формой компенсации утраченных премий и показателем важности сотрудника для компании. Плюс крупные компании наконец вспомнили о возможности обучать сотрудников на авторизованных курсах за счет вендора. Так, за время кризиса объем обучения по ваучерам Microsoft (Software Assurance) вырос в пять раз», — отмечает он.

Если говорить о тех, кто оплачивает обучение самостоятельно, то здесь тенденции обратные. «IT-специалисты всеми правдами и неправдами пытаются повысить свою конкурентоспособность, сохранить рабочее место. И поэтому готовы вкладывать деньги в образование, — продолжает Гудзенко. — Максимальный спрос со стороны частных лиц мы отмечали как раз осенью 2008 г., да и сейчас наблюдаем рост объемов обучения и сертификации сисадминов в среднем на 6-10%. Причем растут все направления».

В Академии корпоративных систем за период с августа по октябрь на 20% вырос спрос на курсы для специалистов, которые занимаются администрированием свободно распространяемых операционных систем, рассказывает директор академии Николай Новожилов. Он объясняет это тем, что компании, экономя на прямых затратах, отказываются от дорогих систем, таких как Microsoft, и переходят на недорогие, которые продаются на дисках.

Чужими руками

Кризис выявил еще одну тенденцию. В личном дневнике один из пользователей LiveJournal написал: раньше в периоды институтских сессий на профильных сисадминских форумах в большом количестве появлялись просьбы решить простенькие задачки и упражнения, а теперь не уволенные по сокращению штата ИТ-специалисты обращаются в интернет с просьбой помочь разобраться в вопросах посложнее.

«В кризис бюджеты на модернизацию и установку новых ИТ-систем были сокращены в первую очередь», — объясняет ситуацию генеральный директор «Экопси консалтинга» Павел Безручко. И здесь, отмечает он, компании занимали разные позиции: одни полностью сокращали штат ИТ-специалистов и переходили на аутсорсинг, другие отказывались от аутсорсинга, принимая решение обходиться внутренними силами. «Те, кто пошел по пути отказа от услуг специализированных компаний, ставили серьезные задачи перед людьми, которые к их решению оказались не готовы», — говорит Безручко.

По мнению Дмитрия Дахновского, гендиректора компании «Текама», которая занимается профессиональной подготовкой IT-специалистов, от интернет-консультаций толку мало: в некоторых случаях это приводит к новым сбоям в работе сетей и прочим проблемам. «Людей внутри компаний нужно обучать, но в кризис, к сожалению, многие сократили и эти расходы», — говорит он.

В компании «Эльдорадо», по словам его HR-директора Руслана Ильясова, штат ИT-специалистов сократили «незначительно». «Мы централизовали некоторые функции, — поясняет он. — Если раньше IT-сотрудник был в каждом магазине, то сейчас у нас работает служба поддержки, и большинство вопросов, связанных с обслуживанием сетей, компания решает дистанционно». По его словам, в «Эльдорадо» остались IT-сотрудники, продемонстрировавшие «высокий уровень профессиональных компетенций», и те, кто «обладает уникальными знаниями».

«Как и большинство компаний, мы сократили IT-департамент, но при этом начали внедрять технологии, которые помогают кардинально уменьшить временные затраты на администрирование», — рассказал заместитель гендиректора компании «Микротест» Константин Анисимов. В частности, пояснил он, компания провела виртуализацию серверов и внедрила VDI-решения (виртуальные рабочие места).

В кризис значительно вырос спрос на услуги аутсорсинга, так как компании, проведя у себя ощутимые сокращения сисадминов, оказались не готовы к снижению уровня IT-обслуживания, отмечает Анисимов. Типичные вопросы, с которыми обращаются сисадмины, — это настройка и последующее сопровождение корпоративного каталога, системы безопасности.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments