Вслед за Россией и Белоруссией соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) в рамках СНГ ратифицировала Украина. Однако реальной свободной, беспошлинной торговли с Россией у Украины не получится. Гораздо больше пользы украинской экономике могло бы принести полноценное вхождение в Таможенный союз.
Верховная рада Украины ратифицировала соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) в рамках СНГ, передает РИА «Новости». Решение поддержали 260 парламентариев при необходимом минимуме в 226 голосов.
18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге руководители правительств стран СНГ подписали договор о зоне свободной торговли в рамках содружества. Украинский кабмин со своей стороны одобрил этот документ еще 9 ноября прошлого года и передал в Верховную раду, однако ратификация затянулась.
Госдума России ратифицировала договор о ЗСТ в рамках СНГ 20 марта, в мае то же сделала Белоруссия.
Напомним, в СНГ входят 11 из 15 бывших советских республик: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Причем Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан договор изначально подписывать не стали. Таким образом, из девяти стран, подписавших документ, Украина стала третьей страной, которая его ратифицировала.
Торговля без пошлин
Соглашение о зоне свободной торговли представляет собой самую простую форму торговой интеграции между странами. Оно не предполагает интенсивных консультаций о приведении в соответствие торговых политик стран-участниц. То есть страны договариваются о свободной торговле отдельными товарами между собой, сохраняя в то же время право устанавливать независимую торговую политику в отношении третьих стран.
Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты. Внешние тарифы стран не выравниваются – каждая может установить на некоторый товар тариф, не совпадающий с тарифами на этот же товар других участниц соглашения. В этом случае импортеры, скорее всего, предпочтут провозить товары через таможни тех стран, в которых тариф на этот товар ниже, а далее, уже внутри зоны свободной торговли, беспошлинно доставлять товар по назначению. Иными словами, пошлину в этой ситуации получит страна, имеющая самый низкий тариф по данному товару.
Дабы избежать этого, страны-участницы договариваются о правилах определения страны происхождения товара. В этом случае свободная торговля распространяется только на те товары, в которых доля добавленной стоимости, созданная на территории зоны, превышает определенный порог. Эти правила – одни из ключевых документов соглашения.
Впрочем, как показывает опыт, условия зоны свободной торговли распространяются практически на все товары.
Зона свободной торговли всегда подразумевает обнуление пошлин почти по всем товарам, говорит Александр Кнобель, заведующий лабораторией международной торговли научного направления «Реальный сектор» Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара. При этом никто не отменяет так называемые изъятия. «До настоящего времени были изъятия по кондитерской продукции для Украины. То есть Россия сохраняла импортные пошлины на кондитерскую продукцию. Думаю, и сейчас они тоже не обнулятся. Но поскольку Украина ратифицировала соглашение о ЗСТ, она сможет активнее поднимать вопрос о нулевом тарифе применительно ко всем товарным позициям», – считает эксперт.
Премьер Украины Николай Азаров также признал, что в приложениях к договору содержится ряд исключений. Такими исключениями из свободной торговли, по его словам, являются нефть и газ, то есть главные товары, которые Украина получает от России. В частности, вопросы, связанные с торговлей природным газом, регулируются отдельными соглашениями. Кроме того, в рамках договора Россия сохранила за собой право самостоятельно устанавливать экспортные пошлины на нефть.
Сегодня 26,5% украинского экспорта поступает в Россию: в основном железнодорожные локомотивы, механические машины и черные металлы. Доля России в украинском импорте составляет 33,2%, в основном за счет газа, нефти, нефтепродуктов, механических машин и тех же черных металлов.
Украина в выигрыше
Реализация договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ должна положительно повлиять на украинскую экономику, говорится в финансово-экономическом обосновании проекта закона о ЗСТ с СНГ. В частности, он обеспечит дополнительный прирост экономики Украины на 2,5%. Номинальный ВВП Украины вырастет почти на 37,5 млрд гривен (4,7 млрд долларов). Увеличение доходов государственного бюджета может составить около 9,4 млрд гривен в год.
«В результате проведенных расчетов в разрезе основных видов экономической деятельности после вступления в силу договора о ЗСТ государств – участников СНГ можно ожидать дополнительный рост объемов выпуска: сельского хозяйства – на 3,86%; пищевой промышленности – на 3,36%; легкой промышленности – на 3,11%; металлургического производства и производства готовых металлических изделий – на 4,2%; химической и нефтехимической промышленности – на 4,75%; машиностроения – на 7,19%», – говорится в тексте.
«Увеличение объемов выпуска во всех ключевых видах экономической деятельности в случае создания зоны свободной торговли отразится на деятельности сферы услуг: торговля дополнительно получит 3,01% объема выпуска отрасли, транспорт – 2,87%», – отмечается в документе.
По мнению украинского премьера Николая Азарова, соглашение будет способствовать свободному товарообороту в рамках СНГ, в частности облегчит доступ украинских товаров на рынки государств содружества.
Одним из главных преимуществ документа он назвал статью 7 касательно транзита трубопроводным транспортом. Ранее Киев заявлял, что благодаря наличию этой статьи Киев сможет получить доступ к российской трубе для импорта туркменского газа.
Шаг к Таможенному союзу
«С точки зрения экономики зона свободной торговли в рамках СНГ действует еще с 1994 года, – рассуждает Александр Кнобель. – Ратифицированное Украиной соглашение практически не меняет ситуацию, но некоторым образом формализует ее. Если этот процесс рассматривать с точки зрения политэкономии, то это некий сигнал в пользу того, что Украина готова интегрироваться, в том числе и с Россией».
Гораздо более выгодным могло бы стать для Украины участие в Таможенном союзе, считает эксперт.
«Украина более близка к России по экономическим мотивам образования единого тарифа – намного ближе, чем Казахстан. Поэтому с экономической точки зрения у нас должен был бы быть Таможенный союз России, Украины и Белоруссии. И политических ресурсов для привлечения Украины в ТС нужно на самом деле гораздо меньше, чем для Казахстана, который в краткосрочной перспективе проигрывает от участия в ТС», – говорит Кнобель.
По его словам, если Украина присоединится к ТС, то она может наконец-то решить для себя вопрос транзита или получить доступ к дешевой нефти, как это сделала, например, Белоруссия.
«Просто в предыдущие годы сама Украина позиционировала себя как страна, ориентированная на Запад, – поясняет Кнобель. – Впрочем, она по-прежнему может ориентироваться на Запад: зона свободной торговли с ЕС никак не мешает ей вступать в ТС».
Более того, ЗСТ никак не противоречит ТС. «Таможенный союз подразумевает отсутствие ограничений внутри него и единый внешний тариф, зона свободной торговли подразумевает нулевой тариф. Украина, не являясь членом ТС, вправе устанавливать для европейских стран внешний тариф, который посчитает нужным. Те же права у всех других членов ЗСТ в рамках СНГ. Они могут устанавливать любые внешние тарифы для третьих стран, а между собой торговать беспошлинно», – объясняет эксперт.
Опасения украинской стороны вызывает то, что Россия, вступая в эти отношения, оказывается одновременно в зоне юрисдикции трех международных соглашений, поскольку является членом Таможенного союза и входит в ВТО, указывает партнер юридической компании «Налоговик» Сергей Варламов.
Он напоминает, что договор о Таможенном союзе в рамках многосторонней торговой системы в 2011 году подписывался и ратифицировался именно для того, чтобы обеспечить полноценное функционирование стран-участниц в рамках международной торговли в случае присоединения одного или нескольких его участников к Всемирной торговой организации.
«С момента присоединения любой первой страны к ВТО она обязана признать приоритет соглашения об учреждении ВТО над договором о Таможенном союзе и прочими подобными договорами, – поясняет эксперт. – Так, например, таможенные пошлины в стране должны быть установлены на уровне, не превышающем ставок импортного тарифа, предусмотренного перечнем уступок и обязательств ВТО по доступу на рынок товаров».
Например, в скором времени России придется снижать пошлины и налоги на ввозимые импортные автомобили. То же должны будут сделать и остальные участники Таможенного союза, отмечает Варламов.
По его мнению, рано или поздно Украина все-таки присоединится к Таможенному союзу. «Скорее всего, это случится, но не сразу. Избежать глобализации сегодня вряд ли вообще возможно, но юридически это присоединение произойдет не единовременно. Прежде придется подписать несколько промежуточных международных соглашений вроде ратифицированного соглашения о зоне свободной торговли», – заключает Варламов.
В свою очередь зампредседателя совета Ассоциации молодых предпринимателей России Денис Шпак уже называет ратификацию соглашения о ЗСТ Украиной «дипломатической победой России», замечая, что «посредством развития новых форм и механизмов торговли внутри СНГ Украина все более приближается к вступлению в Таможенный союз».