Исследовательский центр портала Работа@Mail.Ru провел опрос среди жителей России и выяснил, что 56% работников подозревают коллег в слежке за ними, хотя половина из них в этом не уверена.
Каждый десятый сам шпионил за коллегами по собственной инициативе: кто-то с целью выявления воровства, кто-то — чтобы найти единомышленников или же просто от нечего делать. А почти каждый четвертый (23%) признался, что шпионил по просьбе своего руководителя. Не менее интересным является и то, что 9% работников готовы следить за коллегами ради продвижения по службе.
— Согласно данным нашего опроса, доложить руководству о неэтичном поступке коллеги готова половина работников, — комментирует руководитель исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru Наталья Голованова. — Самая непростая ситуация складывается тогда, когда кто-то из коллег сливает ценную для компании информацию конкурентам. По совести, да и по закону (статья 21 Трудового кодекса РФ) работник обязан незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о подобной ситуации. Но, как видим, вторая половина работников к этому не готова.
— Практика негласного присмотра за сотрудниками довольно распространена на наших предприятиях, — считает генеральный директор кадрового агентства "Аспект" Людмила Зимина. — Но ее провоцируют нередко обе стороны — и сотрудники, и руководители. Так, порой работодатели дают объявление о найме на работу тех же менеджеров по продажам с обязательным условием — "со своей клиентской базой". А где тот мог ее взять, как не на предыдущем месте работы?
Есть побудительные факторы к "шпионажу" на рабочем месте и в самом трудовом законодательстве. Если сотрудник плохо выполняет свои обязанности, часто опаздывает или прогуливает, руководителям приходится документировать такие проступки, иначе уволить его сложно — возможен длительный судебный процесс, отнимающий много времени и сил. Так возникают поручения или, скорее, "пожелания" руководства побольше узнать о нерадивом работнике. Одни руководители опираются на других, более лояльных сотрудников, другие создают отделы безопасности, которые выполняют эти функции в числе прочих, ставят мощные системы наблюдения за работниками.
Так, в частных стоматологических клиниках нередко стоит видеокамера над каждым рабочим местом. Официальное объяснение даже красивое: чтобы врачи четко соблюдали санитарно-гигиенические правила. На деле же владельцы бизнеса следят, чтобы врачи не принимали собственных пациентов за деньги "в карман". В некоторых крупных компаниях жестко регламентируют время перерывов, запрещают сотрудникам одних департаментов общаться с коллегами из других, пользоваться личной электронной почтой на работе и т.п. — во избежание утечки информации…
Принято считать, что в развитых странах работодатели и работники — это дружная семья, основанная на доверии и корпоративной солидарности. На самом деле системы наблюдения за сотрудниками и взаимной слежки и "стукачества" там еще более распространены. Более того, такая "лояльность" поощряется — сотрудник, "разоблачивший" тот или иной проступок коллеги, может рассчитывать на благосклонность руководства.
— В Японии мне пришлось побывать в одной крупной компании, в которой видеокамеры наблюдения за персоналом стояли даже в коридорах, — рассказывает Людмила Зимина. — И если идущий по коридору сотрудник не проходил мимо них в строго регламентируемое время, к нему сразу возникали вопросы — где задержался и с кем в это время общался?