В 2017 году Киев ждет шесть громких открытий торгово-развлекательных центров. Развитие ритейла по пути построения мультифункциональных моллов, способных держать внимание потребителя несколько суток – главный мировой тренд. Шопинг – уже не банальная покупка товаров, а способ социализации. Приходя в торговый центр, люди хотят приключений, а не новый шарф. Ответ на потребительский вызов требует новых подходов со стороны архитекторов и возросших затрат со стороны собственников. Но этот подход оправдал себя в мировой практике, уверен учредитель группы компаний AVG Андрей Войтко.
Развлечения вытесняют ритейл
Торгово-развлекательные центры в мире давно перестали быть торговыми. Они стали развлекательными. Ритейл сжат до минимума. А сам ТРЦ является ядром микрополиса, состоящего из жилых зданий, отеля и офисных корпусов. Люди больше не хотят тратить время на трансферы. Они хотят получать все необходимое – работу, развлечения, спорт – в одной точке.
Например, жизнь Zorlu Center в Стамбуле сосредоточена вокруг развлекательного центра, включающего театральную сцену, кинотеатр, концертные залы. Микрополис Zorlu включает также отель, жилой комплекс, офисный центр, шопинг-мол и подземный пятиуровневый паркинг.
Мировые центры – токийский Midtown Tower или Dubai Mall в ОАЭ – пронизаны атмосферой шоу. Dubai Mall каждый год посещают около 80 млн человек. Они обедают в двух сотнях ресторанов и покупают драгоценности и одежду в 1000 бутиков. 14 000 авто могут одновременно припарковаться.
Больше нет смысла строить отдельно стоящие здания под те или иные цели. Потребитель хочет жить в микрополисе.
Все это удобно и современно. Но главное, что заставляет людей оставаться в центре – развлекательная составляющая. Подводный зоопарк и инновационный детский эдьютейнмент-парк KidZania, сочетающий развлечения с образовательными компонентами, дополнены крытым тематическим парком аттракционов, кинотеатром на 2800 мест и олимпийского размера катком.
Информация призвана спасать от скуки
Даже информационная составляющая переходит в новые, развлекающие форматы. Несколько лет назад компания Nike запустила маркетинговую кампанию. Одним из элементов наружной рекламы стала парящая в прозрачном кубе голографическая модель кроссовок. Виртуальная обувь без остановки вращалась и гнулась, демонстрируя качество. Голографическая реклама как часть дизайнерского решения предлагается и при разработке концепции мультифункциональных комплексов для нашей страны.
Ведь и в Украине скоро не останется чистого ритейла. Потребитель будет требовать все больше и больше развлечений. Уже сегодня необходимо внедрять самые инновационные форматы. Работая над архитектурой ритейла, проектировать пространство, как хепенинг, закладывая шоу-философию в каждый сантиметр. Это требование времени. Вместо классического потолка – иллюзия толщи воды, наполненной морской фауной.
Кроме креатива в интерьере – звуковые зоны, меняющиеся по мере движения по торговому центру. Шаг вправо – гость попадает на шумопоглощающую территорию и движется в полной тишине. Шаг влево – и он окружен звуками тропических джунглей. Огромное число новейших, впечатляющих решений доступны в Украине. Технологии не нужно "выписывать" из кремниевой долины. Но потребитель таких high tech подходов пока все еще чаще за рубежом.
Подземные паркинги, не продающие шоу-румы и эксплуатируемые кровли – тотальная экономия места.
Наземное пространство – чрезвычайная ценность. Эксплуатируемые кровли, отказ от складов в магазине, smart-паркинги позволяют экономить дорогой "метр". Во всем мире одноуровневые стоянки считаются непозволительной роскошью, занимающей инвестиционно привлекательную территорию. Машины размещаются на многоуровневых автоматизированных парковках – подземных или наземных. При этом остекленение или фито-технологии в оформлении фасада парковки способны сделать из функционального сооружения арт-объект, украшающий городскую среду.
Любые форматы ритейла, не содержащие сильную развлекательную составляющую, в течение ближайших десяти лет просто "умрут".
Магазины переходят в формат шоу-румов, где можно примерять лишь размер костюма, а цвета определяются по образцам тканей и фото на планшете. Больше никто не выходит из бутика с пакетом в руках. Выбранные покупки доставляются с роботизированного склада потребителю домой. А потребитель, уделяя минимум времени шопингу, продолжает заниматься главным делом, которое пропагандирует индустрия – развлекаться.
Перспективы и метаморфозы украинского ритейла
В Киеве также есть ряд примеров, отражающих мировые тренды. Проектная группа AVG разработала серию жилых многофункциональных комплексов Smart Plaza, следуя философии "живи – работай – отдыхай". Это самодостаточные микрополисы, не требующие контакта с внешним миром. Философия развлечений заложена в каждом проекте с ритейл-составляющей. В частности, Smart Plaza Polytech спроектирована как модное "тусовочное" место, социальный хаб, наполненный возможностями, которые сложно исчерпать за один день.
Lavina Mall – это не только про покупки, это про впечатления, захватывающие посетителя от входа. Концепцией дизайна предусмотрены подвесные движущиеся кинетические инсталляции, арт-скульптуры, предвосхищающие приключения в огромном развлекательном парке аттракционов Galaxy, 12-зальном "Мультиплексе" и экстремальном аквапарке. Разрабатывая одну из главных композиций центрального атриума, светомузыкальный фонтан, специалисты проектировали не сооружение, а шоу, продумывая детально сценарий его работы. Согласно концепции, каждый час в зоне фудкортов приглушается освещение, а внимание посетителей переключается на театр музыки, воды и света.
И в заключение следует отметить, что по мнению экспертов, любые форматы ритейла, не содержащие сильную развлекательную составляющую, в течение ближайших десяти лет просто "умрут". Самое время задуматься о формуле вечной жизни. А она заложена в одном слове – entertainment.