Новые медиа еще не успели отправить в архив бумажных и эфирных конкурентов, как в их электронном лагере уже началась междоусобица. Мобильные устройства покушаются на позиции настольных компьютеров, в корне модифицируя структуру медиапотребления и средства монетизации. Бизнес снова ищет способы подстроиться под меняющуюся реальность.

На рынок выходят новые технологии

Еще в начале 2010 года преимущества электронных книг по сравнению со старыми добрыми бумажными вызывали вопросы и у издателей, и у потребителей. Но после выпуска весной 2010-го первого интернет-планшета iPad от компании Apple сомнений в перспективности направления поубавилось. Издатели уже смогли неплохо приспособить литературу и СМИ к новым технологиям: в 2011-м в продаже появились интерактивные книги, журналы со звуком, видео и анимацией (подробнее на с. 76). Вслед за Apple планшетные устройства выпустили Motorola, Samsung и др. Скоро у издателей появятся новые средства самовыражения: японская NTT Communications адаптирует технологию, передающую запах, для ридеров.

Устройства для чтения становятся доступнее

За последние год-полтора цены на устройства для чтения снизились почти в два раза. Причин несколько. Во-первых, растет конкуренция между производителями ридеров. Во-вторых, на рынок оказывают давление распространители контента (американские Amazon.com и Barnes & Noble, а также "Аймобилко" и Ozon.ru в России), которые выпускают дотируемые ридеры для привлечения потребителей в свои интернет-магазины. В-третьих, на позиции ридеров наступают планшетные компьютеры. В США большинство планшетников сопоставимы по цене с ноутбуками, а устройства для чтения электронных книг опустились до цен mp3-плееров. С весны этого года Amazon.com продает больше "цифровых" книг, чем бумажных.

Бумажные СМИ монетизируют аудиторию

В поисках новых источников финансирования бумажная пресса идет по проторенному производителями цифрового контента пути: начинает торговать товарами, которые рекламирует или о которых пишет. ИД Hearst в этом году запустил сервисы, позволяющие пользователям ресурсов кликнуть на фотографию и узнать, например, какой марки одежда на девушке-модели или какой краской выкрашено помещение. Затем можно перейти на сайт онлайн-магазина и купить понравившийся товар. Деловая газета "Ведомости" совместно с международным оператором электронной торговли Eqvilibria запускает площадку "Ведомости iMall", где будет продавать "широкий спектр товаров и услуг — от авиабилетов до одежды".

Электронные СМИ становятся бумажными

Пока печатные СМИ пытаются компенсировать падение аудитории, развивая интернет-порталы, онлайн-издания запускают бумажные версии. Сайт о стиле жизни Сан-Франциско The Bold Italic в сентябре 2011 года напечатал первый номер бумажного журнала, а портал о моде Style.com собирался сделать это в конце октября. "Мы привыкли, что печатные издания создают свои версии в цифровой среде, но, чтобы порталы обзаводились бумажными версиями, это нечто неслыханное в условиях нынешнего медиаклимата",— говорится в релизе Style.com. Тем не менее руководители портала планируют привлечь читателей к печатному изданию за счет узкой специализации на модных тенденциях.

Борьба с пиратством становится доходной

В 2009 году основатели RuTube Олег Волобуев и Михаил Паулкин создали сервис автоматического мониторинга пиратского контента Licenzero. Если установить Licenzero на сайт-видеохостинг, программа будет блокировать загрузку на хостинг нелегального контента. Весной 2010-го компания X-Media Digital запустила сервис "ВебШериф", который позволяет автоматически выявлять пиратский контент на видеохостингах, торрент-трекерах и сайтах социальных сетей. Сейчас "ВебШериф", среди клиентов которого — "Союз", "Смешарики", "Люксор", защищает более 100 единиц видеоконтента. По информации "СПАРК-Интерфакс", за 2010 год выручка X-Media Digital составила 2,3 млн руб.

Упрощается механизм доставки контента до конечного пользователя

До сих пор цепочка выглядела так: разработчик контента — правообладатель — сервис-провайдер — оператор сотовой связи — пользователь. Но уже в этом году посредники в лице сервис-провайдеров начали терять свою популярность. В 2012-м, по прогнозу J’son & Partners Consulting, доля сервис-провайдеров на рынке мобильного контента сократится с 78% по итогам 2010 года до 45%. По исследованию компании, доходы мобильных операторов в 2010-м составляли $1,42 млрд, из которых 12% пришлись на неоператорский контент (в 2009-м эта доля не превышала 6%). На первый план выходят магазины приложений и мультиплатформенные решения сотовых операторов — например, "Трава" от "Мегафона" и "Омлет" от МТС.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments