В сентябре оборот розничной торговли в Петербурге составил 46,2 млрд руб., на 17% меньше, чем в сентябре 2008 г., и на 0,1% больше, чем в августе этого года, говорится в отчете Петростата. Торговля непродовольственными товарами в сентябре по отношению к августу выросла на 1%, тогда как продовольственная розница сократила объемы на 3%, свидетельствуют данные статистики.
В «Дикси» сопоставимые продажи в рублях за девять месяцев 2009 г. выросли всего на 1,6%, тогда как в прошлом году росли на 27%, говорится в отчете компании. Аналогичный показатель северо-западного филиала Х5 составил 8%, из них 4% — за счет увеличения суммы среднего чека, сообщила пресс-служба филиала. За одно посещение покупатель приобретает на 0,5 ассортиментной единицы меньше, чем в 2008 г., передала пресс-служба «Ленты» слова начальника отдела маркетинга сети Алексея Орлова.
Оборот магазинов «Диета-18» в сентябре по отношению к августу вырос на 1-2%, говорит Игорь Бернштейн, замгендиректора группы «Диета-18». Он объясняет это сезонностью — возвращаются покупатели из пригорода. В октябре роста не наблюдается, добавляет Бернштейн.
Участники рынка осенью отмечают сезонный всплеск спроса на непродовольственные товары. В сентябре приходят новые коллекции, покупатели готовятся к школе, институту, поясняет Ирина Староверова, руководитель службы PR «Мэлон фэшн груп» (магазины одежды Zarina, Befree, Love Republic). По ее данным, продажи «Мэлон фэшн груп» в этом сентябре выросли на 5-6% по сравнению с сентябрем прошлого года.
В целом спрос на одежду снижается, констатирует Барзан Молла, гендиректор West East Trading (сеть магазинов одежды для женщин NP). Но в России женщина тратит на покупку одежды 28% своих доходов, тогда как средняя жительница Европы — только 11%, даже с кризисом этот показатель не меняется, рассуждает Молла.
Сеть книжных магазинов «Буквоед» в сентябре продала на 15% больше канцелярских товаров, чем в августе, отмечает гендиректор сети Денис Котов. Это ожидаемый всплеск, но в сентябре 2008 г. он был значительно больше — продажи канцелярии выросли в два раза по отношению к августу, утверждает Котов.
В сентябре востребованы сотовые телефоны, электрочайники и холодильники, говорит Алексей Артамонов, директор департамента розничных продаж сети магазинов бытовой техники и электроники «Просто». По его словам, школьники и студенты покупают телефоны к началу учебного года, а холодильники приобретают дачники для хранения заготовок.
В сети салонов связи «Связной» продажи в сентябре увеличились на 33% по сравнению с сентябрем 2008 г., рассказывает руководитель отдела по связям с общественностью «Связного» Елена Ноготкова. Но средний чек упал на 12%, покупатели стали предпочитать недорогие «антикризисные» модели аппаратов, утверждает она.
В Х5 не наблюдают тенденции роста продаж непродовольственных товаров, краткосрочный всплеск спроса стимулировали распродажи стоков, говорит Амера Карлос, менеджер по связям с общественностью северо-западного филиала X5 Retail Group. Спрос в отделах «товары для дома» и «автоаксессуары» перемещается в более дешевые сегменты, констатирует представитель «Ашана».
Теперь ритейлеры ждут предновогоднего сезона покупок. Пик продаж в «Связном» начинается со второй пятницы декабря, говорит Елена Ноготкова. Резко возрастает спрос на технику для красоты и здоровья, для кухни и на аудио- и ТВ-технику, рассказывает Алексей Артамонов. Однако представитель «Ашана» полагает, что в условиях кризиса покупатели будут более внимательно относиться к тратам в канун Нового года, чем в прошлые годы.