Объем рынка школьной формы в Петербурге начал расти в 2013 году, после того как форма стала обязательной. Однако проблем в отрасли немало: производители не могут закупать отечественные материалы и вынуждены повышать цены из–за падения рубля, на рынке много контрафакта, а большую часть заказов, как признаются участники рынка, выполняют по устной договоренности с родительскими комитетами.
Директор трикотажной фабрики "Элком" Анатолий Симанов рассказывает, что его компания активно участвует в обсуждении сырьевой проблемы с чиновниками, но материалов все равно не хватает. В этом году компании пришлось повысить цены примерно на 10–15%. "Мы старались удержать цены, и большего повышения удалось избежать только благодаря запасам пряжи", — поясняет он. Анатолий Симанов добавляет, что в Ленобласти проблем с формой еще больше — ретейлеры не могут обеспечить нужное количество одежды разных размеров, и родители вынуждены сами искать подходящих производителей.
Прямые и непрямые поставки
В Петербурге более 30 производителей школьной формы. Среди лидеров рынка — ЗАО "Швейная фабрика "Салют", ОАО "БТК групп", ООО "Союзтрикотаж", фабрика "Элком", компания "Маленькая Леди" и др. Объем рынка в этом году оценивают примерно в 2,4 млрд рублей — на 17% больше, чем в прошлом году. При этом растут более крупные производители, а небольшие компании не выдерживают конкуренции.
Например, ООО "Русинка" с прошлого года не производит, а только продает школьную форму, в этом году закрылось ООО "Калинка" — производитель формы и детского трикотажа.
Рост рынка объясняют повышением цен, но и спрос, несмотря на кризис, не падает. В основном родители покупают не один, а полтора–два комплекта формы. Учредитель петербургской компании Briton Нина Алексеева видит потенциал и в рынке спецодежды для преподавателей — ее компания уже выполнила несколько подобных заказов от частных школ.
В этом году, по данным Минпромторга, в связи с падением рубля стоимость импортной школьной формы выросла на 40%. В ведомстве сообщают, что цена на форму отечественного производства растет на уровне инфляции (около 12,2%). При этом только 44% производителей используют для пошива преимущественно российские материалы, а полностью из отечественного сырья форму не производит никто. Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов отмечает, что в структуре потребительских цен на школьную форму до 2 / 3 составляют наценки посредников, но в 2015 году впервые основным каналом сбыта для швейников стали прямые поставки формы школам (38% рынка). В 2013 году, по разным данным, 70–80% рынка приходилось на ретейлеров. Однако прямыми эти поставки назвать нельзя: как рассказывают петербургские производители, со школами договоры не оформляют, а о ценах, размерах и объемах поставки договариваются устно с родительским комитетом. В большинстве регионов местное законодательство запрещает школам собирать с родителей деньги, и администрации боятся заказывать форму самостоятельно.
Качество и количество
По исследованию Национального союза производителей школьной формы, более половины одежды, которую предлагают российские ретейлеры (130 образцов из 176 исследованных), не соответствует нормам Технического регламента ТС товаров для детей и подростков. Участников рынка такая статистика не удивляет. Гендиректор ООО "Русинка" Татьяна Черногор рассказывает, что родители обычно не понимают разницы между полушерстью и поливискозой и при выборе формы руководствуются в основном ценой и внешним видом. "Очень часто, поискав среди российских компаний, покупатели выбирают турецкие фирмы с более дешевой, но другого качества продукцией, — сетует предпринимательница. — Хотя в конечном итоге спрос все равно есть и, скорее всего, сильно падать не будет: на детских вещах и одежде люди экономят в последнюю очередь".
Елена Морозовадиректор трикотажной фирмы "Текселен": "После того как форма стала обязательной, на этот рынок решили выйти многие компании, которые делали мужские костюмы, спецодежду, — и конкуренция стала выше. При этом цены на материалы продолжают расти, даже когда рубль начинает укрепляться, а то, что дешевле, обычно хуже по качеству. Наш магазин при производстве сейчас стал популярнее просто потому, что у ретейлеров более высокие цены. Даже китайские костюмы для нашего рынка стали дороговаты, на этом фоне появилось больше белорусских брендов. Сейчас рабочая группа при МЭР разрабатывает и описывает стандарт формы, и туда из всех трикотажных изделий вошли только жилеты. Но трикотаж для школьников гораздо удобнее, и это поняли во всем мире — посмотрите хотя бы Гарри Поттера, они все ходят в вязаных жилетках".