Цветочный бизнес многие считают невероятно прибыльным и не особенно сложным: вложил копейку, заработал 100 рублей, порхая как бабочка с цветка на цветок и даря людям красоту. На открытие действительно нужна относительно небольшая сумма денег — от 300 000 до 1 млн рублей в зависимости от региона и формата планируемого бизнеса. Но дальше начинаются мифы.
На самом деле цветочный бизнес — это в большинстве случаев (если не брать в расчёт сетевую розницу) микробизнес, совмещённый с самозанятостью. Статистика неумолима: 95% цветочных магазинов, открывшихся три месяца назад, перед 8 марта, сейчас уже не существуют.
Почему этот бизнес не так прост, как кажется? Цветочники очень консервативны, рынок тяжело поддаётся техническому прогрессу и поэтому сейчас находится в зачаточной стадии развития. Вот главные проблемы, которые мешают развиваться бизнесу и не лучшим образом сказываются на качестве товаров и услуг.
Не обманешь – не продашь
На этом рынке никто никому не верит. Нет определённых стандартов качества, сроков годности и других твёрдых ориентиров, по которым можно понять свежесть продукта (кстати, это не только российская проблема, то же происходит и на европейском рынке). Для 90% цветочников процесс закупки – ни с чем не сравнимый стресс, который происходит не реже двух-трех раз в неделю. Поэтому закупка становится смыслом жизни для владельцев магазинов – все кругом норовят обмануть, нужно постоянно держать руку на пульсе. На самом деле нужно расслабиться и понять, что лучше сосредоточиться на продажах, а не на скрупулезном выборе цветов.
Давным-давно, открыв первый цветочный магазин в подмосковной Балашихе, я ездила на закупки лично: на маленькой жёлтой машине два раза в неделю в Выхино. Там в начале нулевых был цветочный оптовый рынок. Я приезжала к своему поставщику, выбирала цветы, их грузили в машину, я везла их в свой магазин. Занимала эта процедура целый день, но даже выбирая цветы лично, я периодически привозила товар не лучшего качества. Как только появилась возможность, я стала делать заказы, которые в собранном виде привозили мне в магазин. Так я сэкономила два полноценных дня в неделю, которые могла проводить за прилавком.
Губительная привычка
Любимый принцип цветочников — цветов нужно привезти с запасом, сложить в холодильник и хранить. То есть бизнес изначально ориентируется не на продажу с подвозом по необходимости, а на хранение товара, который имеет ограниченный срок годности. Фундамент этого был заложен в далекие 90-е годы, когда цветы привозили максимум два раза в неделю — если сразу не купить с запасом, потом можно было сидеть с пустым магазином до следующей поставки. Это происходило, потому что цветы, поступающие из-за границы, растаможивались всего на нескольких таможенных постах уполномоченными на это компаниями. Поставщики завозили товар гигантскими партиями, которые потом продавали в течение пары недель, и между этими огромными поставками цветы взять было просто негде.
Спрос был большой, конкуренция маленькая, это было обосновано. Сейчас конкуренция огромная, есть много компаний, у которых поставки каждый день, но страх остаться без цветов по-прежнему заставляет складировать скоропортящийся товар в холодильных витринах. Возникает вопрос: зачем держать такой товар, если можно переложить все риски на оптовиков? Ответ простой и странный: это многолетняя привычка, которая наносит вред её обладателю.
Лапша на уши
Три-четыре года назад началась активная компания по популяризации среди цветочных салонов цветов российского производства. Этим занялись несколько крупных российских тепличных комплексов, которые начали выращивать цветы по "голландской" технологии, используя импортный посадочный материал, оборудование и дешёвую российскую рабочую силу. Постройка тепличного комплекса — это дорогостоящее мероприятие, вложения исчисляются миллионами долларов. Деньги они вложили, а ажиотажного спроса не появилось. Тогда на волне импортозамещения была проведена рекламная компания, которая сводилась к одному: российский цветок свежее, потому что его не надо везти из Голландии. Но реальность оказалась весьма далека от этого тезиса.
Главное, что отличает российские цветы – то, что они теряют товарный вид в магазине через два дня. Голландские или эквадорские цветы абсолютно нормально стоят больше недели. И это при почти одинаковых ценах.
Ложные иллюзии
"Флористика – высокое искусство". Это любимая мантра продавцов цветочных магазинов. Продавец – это фи, а вот флорист звучит гордо, модно, современно. Но если нанять представителя творческой профессии, то начинаются проблемы: с набором персонала, его обучением, звёздными болезнями. Флористы ставят творчество выше искусства общения с покупателями, которые приходят не в художественную галерею, а в магазин. На продажи это влияет плохо.
Стандартная ситуация: в цветочный магазин приходит покупатель и с порога говорит, что ему нужен красивый букет, но у него есть только 600 рублей — что вы можете предложить? Если ничего, то он уйдет в другое место. И приходится делать простой, но красивый букет именно за 600, а лучше за 550 рублей. Флорист в этой непростой задаче не поможет, поскольку он художник и в своих творениях на бюджет не очень обращает внимание. А какой смысл в творениях, которые никто не может купить?
Цветы это не товар первого спроса
У многих начинающих предпринимателей такая мотивация: цветочные магазины на каждом углу, значит это именно то, чем нужно заняться, ведь цветы берут в подарок круглый год. Если внимательно осмотреться, вокруг ещё огромное количество аптек (ведь люди постоянно болеют), парикмахерских (ведь волосы и ногти нужно стричь и приводить в порядок) и интим-магазинов (ведь людям нужно себя развлекать). Все эти виды бизнесов открывают в первую очередь исходя из минимальных вложений и ложной предпосылки, что это товары первого спроса. На самом деле люди покупают алоэ и капают в нос сок его листьев, стригут дома друг друга под машинку или ходят на дом к знакомым мастерам, развлекаются перед телевизором, а цветы покупают 4-5 раз в год – на 1 сентября, на 14 февраля, на 8 марта и на день рождения/похороны. Не у всех есть возлюбленные, которых они часто балуют цветами, и не все ходят на день рождения с букетами.
Огромное количество цветочных магазинов, салонов, палаток и бабушек с цветами говорит только об одном — о сверхвысокой конкуренции. На 10 открытых магазинов закрывается 8-9, но если ты не в этом бизнесе, то и не обращаешь внимание на то, что вывеска на одном и том же магазине поменялась раз десять за календарный год.
На цветах миллион не заработаешь
По общему мнению у цветочного бизнеса фантастическая доходность — 300-400% и более. Но почему-то никто не думает о заоблачных ставках аренды и о том, что люди, которые в сезон работают в твоем магазине по 12 часов за смену, хотят кормить семью, ездить в отпуск и просто получать компенсацию за физически сложную работу, поэтому и зарплаты у них должны быть достойные.
А ещё есть списания: частично из-за обмана поставщика, частично из-за недостатка квалификации работников, частично из-за маленького срока хранения товара, а самое главное – из-за того, что у российского покупателя нет привычки раз в неделю захаживать за цветами в магазин, чтобы порадовать себя или близких небольшим знаком внимания. Эти списания доходят от 10% до 50%, и для нового салона списание в размере 20-30% — это очень хороший результат.
Вот и получается, что расходы зачастую превышают доходы. А если всё хорошо, то максимальная доходность – 30%. То есть с хорошей точки владелец будет иметь доход, равный двум-трём зарплатам продавца, не более того.
Безучастные цветочники
Ещё один миф: цветы — это стабильный доход, не требующий активного участия владельца. На самом деле цветы это сезонный бизнес. Есть абсолютно провальные месяца: декабрь-январь, июнь-июль, сентябрь. В лучшем случае дохода от 8 марта хватает на покрытие провалов по остальным месяцам. Так что стабильности в любом бизнесе маловато, а в цветочном её вообще не бывает.
Что касается участия владельца, многие рассуждают так: я же не флорист, что я могу. Это самое большое заблуждение для всех малых бизнесов и цветы не исключение. Если тебя нет в бизнесе – у тебя нет бизнеса.
Мы как оптовик видим состояние бизнеса своих клиентов по объёмам закупки. Если объём растёт, то всё хорошо, если снижается, то всё плохо. Самый яркий пример правильного подхода к бизнесу – одна наша клиентка, назовем ее Марина Владимировна. Ей за 60, цветами она занимается 15 лет и сейчас хозяйка небольшого магазинчика в городе с населением меньше 100 000 человек. В штате магазина два продавца. Рядом с её магазином несколько цветочных палаток. Марина Владимировна пять дней в неделю проводит в своем магазине с утра до вечера, общается с покупателями, следит состоянием витрины. Несмотря на возраст, она успешно освоила интернет и использует его для закупок два раза в неделю. Она не бегает по разным поставщикам и не ездит за товаром лично. Марина Владимировна занимается продажами, то есть тем, чем должен заниматься каждый бизнесмен вместо надежд на то, что в определённой сфере бизнес вырастет сам.