Сфера торговли — волшебная палочка-выручалочка. И не только потому, что прилавки магазинов полны товаров, а слово «дефицит» полностью исчезло из нашего лексикона. Выручала нас торговля не тем, что все можно купить. Чтобы покупать, нужны деньги. А вот их и нужно заработать. Где? Да в торговле. Сфера розничной торговли (ритейл), как пылесос, все время расширяясь, вбирает в себя трудоспособное население. И кажется, готова это делать всегда.
О сегодняшних тенденциях на рынке труда ритейла рассказывают специалисты Кадрового центра «Юнити».
Цена — качество
«Торговля – та отрасль, где потребность в новых сотрудниках есть постоянно. И в тяжелом 2009 году ритейлеры набирали персонал, но только линейный – он постоянно подвержен текучке. При этом работодатели были сильно озабочены вопросом, где найти более или менее достойных кандидатов на те зарплаты, которые они готовы платить, – рассказывает Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами Кадрового центра «Юнити». – За помощью к агентствам торговые сети стали обращаться с весны 2010 года. Причем подбирать стали средний и высший менеджмент, а также персонал back-офиса. Спрос довольно быстро начал расти».
Обобщая прошлогодние тенденции на кадровом рынке ритейла, рекрутеры отмечают, что розничные сети вплотную занялись подбором персонала. Однако стали делать это вдумчиво и серьезно, пытаясь добиться оптимальных показателей количества сотрудников, а также их цены и качества.
Вдумчивость
Быть осмотрительными в подборе и мотивации ритейлеров заставляют довольно сдержанные темпы восстановления отрасли. По информации Росстата, оборот розничной торговли за 11 месяцев прошлого года увеличился только на 4,5% (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). А рост потребительских расходов на товары повседневного спроса составляет лишь 3-8%.
Однако любое оживление радует бизнес, что быстро сказывается на кадровой политике компаний. По словам Ольги Горюновой, к осени прошлого года заказы на подбор персонала от розничных сетей, составили 20% от общего числа запросов работодателей. Но требования к соискателям стали жестче. В первую очередь, важен опыт работы кандидата в отрасли, неважно – управляющий магазином или бухгалтер. Кроме того, всё острее для нанимателя становится вопрос о лояльности работника. «Мы откажем в трудоустройстве, если соискатель был когда-то ранее замечен в воровстве, махинациях, непорядочности. Даже при наличии у него опыта и достижений в бизнесе», – не задумываясь, говорит Ирина Бритова, директор по маркетингу компании «Вкусные продукты».
«В кадровое агентство клиент, как правило, обращается только с теми вакансиями, на которые долгое время не может подобрать соискателей самостоятельно. При этом нередко случается, что после знакомства с рынком работодатель в итоге делает выбор в пользу внутреннего кандидата. Меньше риска! Ведь руководство уже знает достоинства и недостатки сотрудника, умеет влиять на него», – рассказывает Ольга Горюнова.
Один из любопытных трендов последних месяцев – интерес ритейлеров к специалистам по управлению персоналом. В частности, пользуются спросом кандидаты, имеющие опыт работы в рекрутинговом агентстве. Этот факт лишний раз подтверждает, что проблема подбора снова взволновала ритейл, однако сети хотят решить ее грамотно и рационально использовать при этом имеющиеся ресурсы.
Экономия
Несмотря на то, что ритейлеры не торопятся тратить лишние средства, активный спрос на персонал все-таки привел к небольшому увеличению уровня вознаграждений в отрасли. «Зарплаты, в целом, порадовали. По итогам минувшего года компенсации, в среднем, показали рост на уровне 5-10%», — утверждает Ольга Горюнова. Ставки линейного персонала составляют от 18000 до 30000 руб. Управленцы среднего звена в крупных сетях рассчитывают на суммы в два раза больше.
Надо заметить, что около половины заказов на подбор в последнее время приходится на непрофильных специалистов. Чаще других работодатели подбирают бухгалтеров. Сети среднего масштаба специалисту на участок предлагают около 45000 руб., главному бухгалтеру – до 100000. Еще одно направление, где рекрутеры отмечают спрос, – логистика. Зарплаты тут во многом зависят от размера сети: так, руководителю складского комплекса в компании регионального масштаба предлагают около 80000 руб.; директору по логистике, начальнику крупного логистического отдела – 100000 руб.
Динамика увеличения окладов топ-состава несколько отличается от средней по отрасли и составила в 2010 году 15-20%. Дополнительный рост доходов обеспечили менеджерам верхнего звена бонусы по итогам года, который, судя по общим результатам отрасли, показал-таки прибыль.
Приоритеты
Отдельной темой для ритейлеров в 2010 году стало развитие регионов. «Вслед за оживающими инвестициями активизируется спрос на персонал, который и будет их осваивать. Так, за последнее время поступило несколько заказов от крупных сетей на подбор кандидатов на должность куратора региона в головной офис», – замечает Ольга Горюнова. Кроме того, по словам эксперта, число клиентов кадровых агентств постоянно увеличивается за счет более мелких местных ритейлеров.
«Используем все способы для поиска, – продолжает Ирина Бритова. – Привлекаем сотрудников, опираясь на рекомендации, обращаемся в кадровые агентства, воспитываем сами. В нашей сети не единичны примеры, когда кассир за три-четыре года вырастал в директора магазина».
Как правило, вакансии среднего уровня региональные сети закрывают, привлекая местных соискателей, так как зарплатные ожидания москвичей, готовых отправиться в глубинку, в полтора-два раза выше аппетитов доморощенных специалистов. К уровню московских расценок сравнительно близки лишь Санкт-Петербург, Екатеринбург, предолимпийский Краснодар, Тюмень.
Сдержанность
Заглядывая в будущее, эксперты склоняются к мнению, что в 2011 году кадровая политика ритейлеров останется сдержанной. Подобное настроение отражают и данные исследования деловой активности в розничной торговле Росстата. Давая прогнозы на первый квартал нового года, большинство респондентов (84%) отметило, что численность персонала в компании не увеличится.
«Резкого скачка спроса на персонал в торговле, конечно, не ожидается, – подтверждает Ольга Горюнова. – Однако это не значит, что на рынке вовсе не будет вакансий из ритейла. На линейный персонал там спрос есть всегда, а востребованность менеджеров среднего звена будет поддерживать стратегия повышения прибыльности бизнеса – управленцев будут стараться заменить на более эффективных».
Праздники – уникальное время для ритейлера. Но не столько в качестве получения максимальной прибыли, сколько в виде возможности сделать долгосрочные интеллектуальные инвестиции в собственный бизнес. Например, самое время оптимизировать кадровую политику, – такого мнения придерживается Александр Королёв. – Ведь именно в праздники работа ритейлеров (особенно front-офисов) представлена в концентрированном виде, где налицо все огрехи организации процесса в целом и процесса труда в частности».
Так, «Детский мир» усилил в предновогодние дни рядовой штат топ-менеджерами, отправив их «в поля». Поэтому вполне возможно, что подарочного зайца вам выбирал нынче не кто иной, как финансовый директор компании в майке консультанта торгового зала. Подобный шаг помогает решать сразу несколько задач. Магазины бесплатно получают дополнительные человеко-единицы в период активного наплыва покупателей, а высшее звено видит торговый процесс изнутри.
Что касается прогнозов изменения уровня заработных плат, то рекрутеры закладывают в среднем 10% – в пределах инфляции. Правда, если рынок не подкинет каких-то очередных неприятных сюрпризов. Как это было летом, например, с ценой на гречку или недавнее увеличение штрафных санкций за нарушение закона «О торговле» до 5 млн. рублей.
Однако, по мнению Ольги Горюновой, внешние факторы мало изменят стратегию подбора персонала и спрос на кандидатов. «Безусловно, ужесточение контроля деятельности торговых организаций со стороны государства заставит ритейлеров внимательнее следить за работой своих сотрудников, в особенности руководящего звена. Однако вряд ли нововведения станут причиной сокращения численности персонала. Если говорить о системе оплаты труда, то есть риск, что некоторые преобразования могут подтолкнуть к использованию нелегальных схем. Ведь, как правило, столкнувшись с тем или иным изменением, наши компании стремятся найти быстрый способ адаптироваться, а при благоприятном раскладе даже выиграть в новой ситуации. Надо заметить, что это повысит интерес к опытным специалистам, которые могут найти решение очередной проблемы».