Крупнейшие торговые сети обратились в Роспотребнадзор с просьбой разъяснить действующие нормативные акты, касающиеся правил продажи товаров в "шоу-боксах". Они указывают на многообразие трактовок территориальными управлениями службы положений об упаковке пищевой продукции. При этом сами сети не ссылаются на свод правил, по статьям которого их наказывают штрафами. А эксперты вообще не нашли точной нормы, на которую указывают продавцы.

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейших ритейлеров страны) направила в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) письмо за подписью председателя комитета организации по качеству Светланы Чебаровой. Она просит разъяснить — можно ли в магазинах использовать упаковки типа "шоу-бокс". Речь идет о небольших коробках, в которых может помещаться определенное количество единиц товара, например 20 шоколадок либо несколько пакетиков корма для животных. "Шоу-боксы" с продукцией поступают в магазины в обычных картонных коробках.

"В настоящее время предприятиями розничной торговли широко применяется реализация пищевой продукции потребителям непосредственно из групповой упаковки, в том числе из упаковок типа "шоу-бокс", — пишут ритейлеры, отмечая, что "данный вид упаковки товаров, наряду с функцией обеспечения сохранности содержащегося в нем товара, позволяет демонстрировать товар потребителю перед приобретением".

Так, при выкладке продукции на прилавок подобная упаковка открывается по линии перфорации и становится мобильным оборудованием, что "сокращает затраты на выкладку товара в торговом зале". По мнению компаний, основными преимуществами реализации из данной упаковки являются ускоренная выкладка, уменьшение ситуаций, при которых товар отсутствует на полках. Также в таких небольших коробках продукцию можно легко найти на складах, они помогают компаниям отслеживать сроки годности, оптимизировать проведение внутреннего контроля, уменьшать производственные потери — упаковка предохраняет продукцию на полке от падения и нарушения товарного вида.

Торговые сети подчеркивают, что данная групповая упаковка транспортируется при условиях, исключающих загрязнение продукции, так как она помещена в транспортную упаковку, плюс к этому при перевозке используется дополнительное паллетирование, обертывание стрейч-пленкой. Между тем отдельными территориальными управлениями Роспотребнадзора использование "шоу-боксов" трактуется "как нарушение законодательства и запрета реализации пищевой продукции, не освобожденной от тары", говорится в письме АКОРТа.

"В целях единообразия подходов при осуществлении Роспотребнадзором надзора в отношении предприятий торговли, просим разъяснить возможность реализации пищевой продукции, кормов с использованием данной упаковки", — резюмируют торговые сети.

При этом в АКОРТе не сообщили "Известиям", какие территориальные управления, кого и на сколько оштрафовали.

Заместитель исполнительного директора "Опоры России" Иван Ефременков подчеркивает, что в технических регламентах о пищевой продукции и российских санитарных правилах нет подобной формулировки.

— Ни один из документов не запрещает использовать "шоу-боксы" напрямую, — заметил он.

Председатель комитета по качеству АКОРТа Светлана Чебарова, написавшая письмо в Роспотребнадзор, отказалась вчера пояснить "Известиям", какую статью какого документа она имела в виду.

В Роспотребнадзоре подтвердили получение письма ассоциации, сказав, что оно "будет рассмотрено в установленном законом порядке". В службе также не уточнили, по каким статьям территориальные управления в подобных случаях наказывают ритейлеров.

В пресс-службе Евразийской экономической комиссии (ЕАЭК) пояснили "Известиям", что в действующих технических регламентах нет никаких запретов на использование подобных "шоу-боксов".

— Если коробка с продукцией стоит на полке закрытой, на ней должна быть маркировка, если же она открыта, то и маркировки может не быть, — говорит представитель пресс-службы ЕАЭК.

В СанПиНах же есть запрет на торговлю "с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре". Согласно ст. 6.3 КоАПа "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения", наказание для юрлиц составляет до 20 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Адвокат Владимир Постанюк считает, что, возможно, речь идет о нарушении ст. 33 постановления правительства №55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров", где есть норма о запрете торговать пищевой продукцией, не освобожденной от тары. Штраф за нарушение которой составляет для юрлиц до 30 тыс. рублей, согласно ст. 14.15.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar