Авторитетные российские издания продолжают анализировать ситуацию, сложившуюся на рынке товаров повседневного спроса в условиях кризиса. Выводы экспертов неутешительны – по их прогнозам, уже в III–IV кварталах этого года многие торговые центры и гипермаркеты будут вынуждены закрыться.
Процесс пошел
О ситуации, сложившейся с торговыми сетями в Курске, «ДДД» недавно писала. Тогда мы проанализировали перспективы развития торговых центров «Пушкинский» и «Олимпийский», гипермаркета «METRO» и суперцентра «Европа». Картина нарисовалась не самая радужная. По мнению экспертов, именно в нашем регионе ритейлеры столкнутся с серьезными проблемами. От убытков до полного разорения. И этот процесс уже пошел. Тяжелее всего придется игрокам, появившемся на рынке в последние год-два. К тому же обилие торговых центров в Курске рано или поздно привело бы к крушению некоторых «империй». Финансовый кризис лишь выступил катализатором процесса.
Так, не оправдались оптимистичные прогнозы владельцев гипермаркета оптово-розничной торговли «METRO». В основном, клиентами этого гиганта должны были стать кафе и рестораны. Однако им в непростых экономических условиях не до изысков. Более того, поддержать курский филиал «METRO» некому. Компания Metro Group, один из крупнейших мировых операторов розничной торговли, терпит убытки. На своем официальном сайте они опубликовали сообщение, что в первом квартале этого года убыток группы составил 77 миллионов евро против чистой прибыли в восемь миллионов евро за тот же период 2008 года.
Многомиллионные убытки терпит открывшийся не так давно в Северо-западном микрорайоне суперцентр «Европа». И это, несмотря на массированную рекламу и мультиформатную концепцию. В суперцентре расположен продуктовый супермаркет и три гипермаркета: бытовой техники, строительных материалов и мебели. Грандиозность замысла обернулась провалом. Свою роль сыграл разразившийся кризис, который свел «потребительский бум» на нет. Снизились реальные доходы населения, существенно сократились объемы потребительского кредитования. А без банковских займов большинство курян не в состоянии приобретать бытовую технику, стройматериалы и мебель. Поэтому неудивительно, что в суперцентре жизнь теплится лишь в продуктовом магазине.
По мнению Михаила Бурмистрова, генерального директора ООО «ИНФОлайн-Аналитика», «в 2009 году далеко не все сетевые предприятия смогут сохранить показатели выручки, количества магазинов и торговых площадей даже на уровне 2008 года». По оценкам ИА «ИНФОлайн», опубликованным в майском номере журнала «Современная торговля», по состоянию на март 2009-го, более 50 федеральных и региональных ритейлеров находятся на грани банкротства и могут прекратить свое существование до конца III квартала 2009 года». Естественно, эта участь постигнет и некоторые сетевые предприятия нашей губернии.
Судя по числу покупателей в гипермаркетах и торговых центрах, можно судить о доходах, окупаемости и, как следствие, дальнейших перспективах ритейлеров. У некоторых курских сетевиков они довольно призрачны. Ведь ни один бизнесмен не станет заниматься делом из «любви к искусству», если предприятие терпит многомиллионные убытки. И рано или поздно придется принять решение о перепрофилировании или ликвидации магазина.
Победит сильнейший
Похожая ситуация наблюдается во втором по величине городе Курской области – Железногорске. Сначала здесь появился гипермаркет «ЛИНИЯ», позже – «Европа». В очередной раз подтвердилось правило – люди предпочитают магазины, пришедшие на рынок раньше, уже зарекомендовавшие себя и обладающие комплексом различных преимуществ перед конкурентами. Прежде всего, низкой ценовой политикой. В этом мы убедились, побывав в городе горняков в четверг на прошлой неделе. Несмотря на будний день и раннее время, посетителей в «ЛИНИИ» предостаточно. Кто-то зашел за продуктовым минимумом, хлебом и молоком, но большинство закупалось серьезно – на неделю-две. Чтобы не образовывались большие очереди, из 19 кассовых терминалов работали 17.
Пенсионерка Светлана Солнцева говорит, что стала постоянным клиентом гипермаркета с момента его открытия. «На пенсию особо не пошикуешь, – вздыхает она. – Вы посмотрите на цены в других магазинах – откуда они только берутся? Так что «ЛИНИЯ» стала спасением – получается экономить 10–15%». Еще одну покупательницу, помимо большого ассортимента и цен, привлекает удобство «ЛИНИИ». «У меня маленький ребенок и, когда его не с кем оставить, приходится брать с собой в магазин, – говорит Татьяна. – Здесь достаточно просторно, коляска легко проезжает между рядов и, что главное, около касс. Да, недалеко отсюда есть «Европа», в общем, хороший магазин, но там без проблем не обходится. Проходы между кассами настолько узки, что детская коляска не проходит».
На втором этаже гипермаркета «ЛИНИЯ» расположены магазины одежды. Справедливости ради отметим, что посетителей здесь немного. В принципе, этому есть логическое объяснение – за одеждой и обувью люди ходят на выходных. Несмотря на финансовый кризис и снижение покупательской способности, все бутики открыты. Значит, предпринимателям выгодно арендовать здесь площади.
В основном магазине торгового центра «Европа» – гипермаркете, несмотря на обеденное время, было немноголюдно. Из 22-х касс работали всего 14. Этого оказалось более, чем достаточно, поскольку некоторые кассиры все равно оставались без работы. Покупатели есть только в продуктовом отделе, который занимает всего лишь третью часть площади супермаркета. Остальное отдано группе сопутствующих промышленных товаров (non-food). О том, что эта концепция провальная, можно судить по запыленным стеллажам, забитым не самыми качественными одеждой, посудой и игрушками. Все это покупателей не привлекает – удобнее приобретать такую продукцию в специализированных магазинах. Такая ситуация наглядно демонстрирует выводы аналитиков ИА «ИНФОлайн», которые считают, что «наиболее существенные потери понесут именно те ритейлеры, которые развивают сети товаров non-food, так как в первую очередь люди сократят затраты на приобретение товаров длительного пользования».
Скучнее картина на 2-м этаже, где кроме магазинов одежды расположены фуд-корт, пивной ресторан и игровая зона для детей. «Европа» пытается привлечь клиентов различными акциями и, по идее, в обеденное время здесь должен быть аншлаг. Скажем, полноценный бизнес-ланч из четырех блюд (от солянки до блинчиков) стоит всего 99 рублей. Но даже дешевизна почему-то не привлекает жителей Железногорска. В зоне фуд-корта и ресторане мы насчитали не больше 20 человек.
Судя по всему, нелегко приходится и арендаторам, открывшим здесь магазины. В некоторых представлен минимальный ассортимент – складывается впечатление, что предприниматели давно не завозили новые коллекции. Просто распродают вещи перед тем, как расторгнуть договор аренды. Ведь рано или поздно частники, посчитав убытки (выручки нет, а зарплату продавцам и аренду платить надо), вынуждены будут искать другие точки сбыта. Некоторые так уже поступили – больше 30% всех павильонов закрыты. Похожая ситуация практически в такой же «Европе», открывшейся в городе Губкине Белгородской области в октябре прошлого года. Каждый месяц число магазинов одежды сокращается – предприниматели спешно сворачивают деятельность, не дожидаясь полного разорения.
В общем, поездка в Железногорск оказалась поучительной. Влияние финансового кризиса и, как следствие, снижение покупательской способности, привело к жесткой конкуренции между ритейлерами. Победит сильнейший. Как считают эксперты журнала «Современная торговля», ключевыми преимуществами в 2009 году станут наличие финансовых ресурсов, профессиональный менеджмент и способность оперативно реагировать на малейшие изменения в российской экономике.