В конце 2010 г. объем продаж на российском рынке интернет-ритейла достиг $7 млрд, и при общем объеме продаж отечественного ритейла в $470 млрд доля on-line-торговли составила почти 1,7 %. Для сравнения – в 2005 г. объем интернет-продаж в РФ был менее $1 млрд, а в 2008 г. — порядка $4,5 млрд. За счет чего растут миллиарды, кому из ритейлеров симпатична on-line-торговля, чем нравятся интернет-продажи ритейлерам и покупателям и как дальше будет развиваться электронное направление в отечественном ритейле рассказывает Алексей Павлык, генеральный директор интернет-гипермаркета Dostavka.ru.

— Многие ритейлеры сейчас говорят, что продажи все больше уходят в Интернет. Согласны ли вы с этим?

Полностью согласен. По мнению независимых экспертов, размер продаж в категории «электронная торговля» составляет всего 1,5-2 % от всех розничных продаж. Конечно, это очень маленькая доля общего рынка ритейла в России, но темпы роста интернет-ритейла в разы превышают аналогичные показатели привычных розничных магазинов. Сравните — рост off-line-торговли достигает 5% — 15% в год, а отдельных категорий on-line-торговли — 30% — 100%. Само собой, продавцы некоторых категорий товаров, например, продовольственных, вряд ли в ближайшем будущем полностью переместятся в сеть, но отдельные виды товаров и услуг люди уже сейчас предпочитают покупать on-line.

— Почему ритейлерам стало так интересно продавать свои товары в интернете?

Подразумевается, что  товары, продаваемые в сети, отпускаются по более низкой цене, ведь в  отличие от своего «классического» собрата интернет-ритейл не подразумевает затрат, связанных с арендой больших торговых площадей в местах с высоким покупательским трафиком. Выгодная цена и удобство совершения покупки — основные преимущества интернет-торговли по сравнению с привычными off-line-магазинами.

— Самый высокий интерес к торговле в сети, наверное, проявляют ритейлеры городов-миллионников?

Думаю, в крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, ожидать бурного темпа роста on-line-торговли не придется, а вот в регионах, благодаря распространению дешевого и доступного интернета, взрывной спрос на интернет-покупки происходит уже сейчас.

Когда начался бум на выход ритейлеров в интернет-торговлю?

Всплеск интереса крупных ритейлеров к интернет-торговле пришелся на 2007-2008 гг., но процесс их выхода в сеть далеко не закончен. Большинство рителейров открывают on-line подразделения и выходят в интернет вслед за своими клиентами. Самые перспективные покупатели — молодые люди в возрасте до 27 лет — быстро «переключаются» в режим покупок on-line, не говоря уже о том, что доля интернет-покупателей в регионах стремительно увеличивается благодаря широкому внедрению современных технологий.

— Что чаще всего покупатели заказывают в интернет-магазинах?

Традиционно верхние строчки в рейтингах покупательских предпочтений занимают предметы мелкой и крупной бытовой техники, компьютерной, аудио/видео и цифровой техники. Даже с учетом расходов на доставку в удаленный регион, две единицы крупной бытовой техники будут стоить на 10-12 % дешевле, чем в обычном магазине этого региона.
Также в последние годы резко возрос спрос на товары для детей и для дома. Существует еще такое понятие как «сезонный спрос» — например, весной резко увеличивается число заказов на культиваторы и газонокосилки, после удушающей прошлогодней жары люди стараются заранее купить кондиционеры и вентиляторы, а с наступлением теплых дней и приближением летних каникул возрастает спрос на велосипеды, самокаты и другие детские товары для игр на свежем воздухе.

— Какие проблемы стоят перед российской электронной коммерцией, что мешает ей развиваться?

Основные проблемы, с которыми сталкиваются как крупные, так и мелкие игроки — это, прежде всего, несовершенство законодательной базы. Существует целый ряд проблем в законодательном регулировании электронных суррогатных денег.
Также, как ни парадоксально это звучит, но бурный рост отрасли также таит в себе определенную опасность — нет времени «остановиться и посмотреть по сторонам». Так можно упустить важные недоделки и недочеты, которые в будущем могут принять глобальный характер.

Сейчас не существует единого стандарта интернет-торговли, в первую очередь, в плане обслуживания клиентов. Мы вынужденно ориентируемся на западные образцы технологических решений, например, Amazon и E-bay, а вот отечественных примеров такого уровня просто не существует.

Кроме того, настоящая головная боль и притча во языцех — это неразвитость региональной логистики. Большой проблемой является также отсутствие опытных, профессиональных, ярких кадров, которым можно было бы поручить серьезный проект. Именно поэтому квалифицированные специалисты, в том числе и наши сотрудники, часто получают предложения от конкурентных компаний, а кадровые агентства «охотятся» за одними и теми же людьми.

— Какие тенденции наблюдаются в российском интернет-ритейле?

Главная тенденция в интернет-ритейле в России — сохранение активных темпов роста. Для отрасли в целом эта цифра составляет приблизительно 40 %, но уже начался активный процесс отделения крупных игроков. Например, Dostavka.ru в 2011 г. планирует опередить средние рыночные показатели в 2-3 раза.

Также характерен активный рост продаж в регионах, который почти в 3 раза превышает соответствующие показатели для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Укрепляется доверие покупателей к крупным, давно работающим на рынке игрокам с узнаваемым именем. Значительно возросла доля оплаты кредитными картами: с 2-3 % в 2009 г. до 7-9% в 2011 г. Самые успешные участники рынка обнародовали цифры в 15-18 %.

Еще одна современная тенденция рынка интернет-продаж — изменение поведения российского покупателя, которому уже недостаточно только низкой цены для принятия решения о покупке. Покупатели сейчас выбирают интернет-магазины с высоким качеством обслуживания, выполняющим свои обязательства в полном объеме, действующим в соответствии с Законом о защите прав потребителей.

— Ваши прогнозы по деятельности интернет-магазинов в России?

По прогнозам наших специалистов, рынок интернет-ритейла в России будет активно развиваться, но в 2012 г. ожидается небольшой спад — рост продаж будет составлять 25-30 %, а не 40 %, как сейчас. В то же время, отдельные категории товаров будут продаваться в 1,7-2 раза активнее предсказанного показателя.

В этом году начался настоящий бум продаж одежды и обуви, отечественные игроки обратили на этот сегмент рынка интернет-торговли еще большее внимание. В будущем, думаю, их активность только усилится.

Также в ближайшие годы в Рунете сформируется «костяк» из 20-25 крупных интернет-магазинов первого и второго уровня, которые поделят между собой львиную долю рынка отечественного  интернет-ритейла. Именно они смогут правильно лоббировать интересы отрасли, формировать стандарты и влиять на принятие законов на разных уровнях.

Кроме того, выживут интернет-магазины, которые начнут уже сейчас активно внедрять новые технологии, например, CRM/XRM/CEM, и оказывать более качественный сервис.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments