Ритейл — один из самых динамичных и быстроразвивающихся сегментов российского рынка, товарооборот которого до последнего времени стабильно рос. Увеличивалось и количество игроков, заявлялись новые девелоперские проекты, а уже работающие торговые центры конкурировали друг с другом с помощью нестандартных маркетинговых шагов и искали новые пути развития. О том, как сказался мировой финансовых кризис на планах местных ритейлеров и как развивается ростовский розничный рынок, "Реальному бизнесу" рассказал Майкл Йосефсон, управляющий торгового центра "МЕГА" в Ростове-на-Дону.

О местном рынке 

Вы давно живете в Ростове? 

Шесть месяцев. 

И как впечатления? 

В России я работаю уже третий год, и очень рад, что наконец-то обосновался на юге. Ваш город произвел на меня впечатление очень динамичного и быстро развивающегося регионального центра. Я с предвкушением жду новых событий. 

Есть ли у ростовского рынка ритейла, на ваш взгляд, свои особенности? 

Я думаю, каждый рынок имеет свои особенности и региональную специфику. Но все они проходят в своем развитии определенные этапы, поэтому наши действия в разных городах в принципе одинаковы. При этом, естественно, мы принимаем во внимание те особенности, которые характерны для того или иного регионального рынка. 

Означает ли это, что МЕГА во всех городах своего присутствия имеет практически одинаковый набор арендаторов? Или они могут варьироваться в зависимости от тех специфичных черт, о которых вы только что сказали? 

Где-то на 70 % набор арендаторов в каждом городе одинаковый. Нам удобно работать с крупными компаниями, которые следуют за МЕГОЙ, когда мы открываем новый город. Однако так бывает не всегда. Если у арендодателей другие планы на развитие, то их магазины работают в тех регионах, в которых им нужно. Поэтому в одних городах в МЕГЕ есть те или иные магазины, а в других нет. Мы также заинтересованы в том, чтобы в торговом комплексе были представлены местные бренды и работали ростовские предприниматели. Это позволит нам дополнить ассортимент предлагаемых товаров и услуг и показать хороший пример. 

Насколько жесткая у компании политика в управлении арендаторами? Могут ли они самостоятельно проводить какие-то акции, или должны развиваться вместе с МЕГОЙ? 

МЕГА — сильный бренд со сложившейся на рынке репутацией, поэтому у нас очень много правил, которые регламентируют то, как нужно действовать и работать на территории наших торговых центров. Для многих людей это уже своего рода знак качества, который гарантирует высокий уровень сервиса. Не случайно в последнем рейтинге Forbes наша компания признана лучшим девелопером России. Для арендаторов это палка о двух концах: высокий уровень МЕГИ помогает нашим арендаторам делать успешный бизнес и иметь хорошие продажи. Но для этого приходится придерживаться определенных правил. У нас более двухсот арендаторов, поэтому четкие правила просто необходимы. 

О конкуренции 

Как бы вы охарактеризовали конкурентную среду в Ростове? Есть ли сильная конкуренция среди местных торговых центров? 

В категории крупных торговых центров МЕГА — безусловно, лидер на рынке Ростова. Наше основное конкурентное преимущество — общая торговая площадь с широким ассортиментом товаров и услуг и парковка на 6 000 мест. В результате наш торговый центр становится естественным выбором для многих тысяч посетителей. Конечно, в Ростове есть сильные торговые центры, с которыми мы по тем или иным параметрам конкурируем. И мы очень внимательно относимся к этому вопросу. Вместе с тем, мы привыкли работать в активной конкурентной среде и чувствуем себя вполне уверенно. 

Не так давно местные и федеральные СМИ обсуждали конфликт, который возник между торговыми комплексами МЕГА и "Горизонт" по поводу написания приставки "мега" и фирменного стиля. Как вы прокомментируете эту ситуацию? Сталкивались ли вы с подобным в других регионах своего присутствия? 

Прежде всего, "мега" — это слово, которое существует в русском словаре, и использовать его может кто угодно. То, чему мы уделяем внимание, — это наш логотип. Это зарегистрированная торговая марка, поэтому и дизайн, и цветовая палитра принадлежат нам. Но иногда другие компании считают, что могут воспользоваться нашими наработками и копировать логотип в части своего названия. В ответ нам, естественно, приходится принимать меры. Но я не вижу в этом ничего неординарного, в корпоративном мире часто случаются конфликты по поводу зарегистрированных торговых марок и защиты прав интеллектуальной собственности.
Можно ли сказать, что конфликт исчерпан? 

Я думаю, мы достигли понимания, поэтому не хотел бы комментировать этот вопрос. Но вывеску они поменяли (улыбается).
За счет чего сейчас конкурируют торговые центры? 

Во-первых, значение имеет то, насколько сильно торговый центр притягивает к себе посетителей как место назначения. Для того чтобы занимать серьезные позиции на рынке, торговый центр должен быть в чем-то уникальным. Например, сильными сторонами МЕГА являются магазин ИКЕА и другие наши якорные арендаторы — "Леруа Мерлен", "Ашан", "М-Видео", которые привлекают к нам большое количество людей. Во-вторых, свою роль играют такие факторы, как месторасположение, количество мест на парковке, внутренняя коммуникация, ассортимент товаров и услуг. До тех пор пока у нас больше преимуществ, мы лидируем в бизнесе. Однако рынок очень быстро развивается, поэтому мы всегда ищем новые пути и чутко реагируем на все изменения.

Об управлении 

Какой вы руководитель? 

В двух словах не расскажешь… 

Можно ответить одним словом. 

Тогда очень хороший (смеется). 

Трудно ли иностранному топ-менеджеру управлять предприятием в российских условиях? 

Создать хорошую команду — это самая сложная и самая важная задача любого управленца. И конечно, тот факт, что приходится делать это в стране с другой культурой, добавляет еще один пункт в сложности этого процесса. 

Чем вас привлек российский рынок? Наверно, условия, в которых приходится работать здесь, отличаются от тех, к которым вы привыкли. 

Если бы меня спросили десять лет назад, поеду ли я работать в Россию, то ответ наверно был бы отрицательный. Первой на ваш рынок пришла ИКЕА, стала строить свои магазины, но в дальнейшем такое направление, как недвижимость, стало очень интересным, и появились наши совместные торговые комплексы. И как только стало возможным развивать МЕГУ, то я подумал: а почему бы и нет? Это как раз то, что мне нужно, это быстрорастущий, динамичный рынок. И мои ожидания в принципе оправдываются. В России такой бизнес, как шопинг-моллы, находится в зачаточном состоянии, МЕГА заняла эту нишу первой и получила много конкурентных преимуществ. Кроме того, сочетание ИКЕА и МЕГА оказалось чрезвычайно успешным — эти два проекта очень органично сочетаются и поддерживают друг друга. Выигрывают от этого в первую очередь наши посетители. 

На ваш взгляд, в России трудно делать бизнес? 

Интересно. Бизнес в России — это очень динамичный процесс. Некоторые моменты нашего бизнеса развиваются здесь намного быстрее, чем в Европе. Иногда много ресурсов приходится тратить на российскую бюрократию — эти вопросы могут сильно усложнять решение бизнес-задач и растягивать их во времени. С другой стороны, бюрократия существует во всех странах, мы о существовании такой проблемы знаем, и, строим свои планы соответственно. 

Довольны ли вы тем, как развивается МЕГА в Ростове? Можете поделиться планами развития на этот год? 

Скажем, я удовлетворен тем, как развивается бизнес с момента открытия. Но этого все равно недостаточно. У нас амбициозные планы на будущее, несмотря на мировой кризис. Мы смотрим в будущее с оптимизмом и продолжаем работать с большим энтузиазмом.

О сотрудниках 

Какие качества вы цените в сотрудниках? 

Мне нравится работать с людьми, которые горят работой, в которых есть внутренняя энергия. Для них работа — всегда что-то большее, чем просто работа. И я ценю это стремление, эти амбиции, энергичность больше, чем высокую квалификацию или профессиональные качества. 

Обратный вопрос: а за что вы могли бы уволить сотрудника? Какие качества (поступки) не приемлете категорически? 

Если нам придется увольнять сотрудника, то это, прежде всего, мой личный промах. Мы изначально тратим очень много сил на то, чтобы найти людей, которые разделяют цели и ценности нашей компании. Конечно, совершать криминальные поступки или то, что может повредить компании, категорически нельзя, это даже не оговаривается. Но во всем остальном — большая свобода. Мы ведь хотим развивать бизнес в России? Тогда мы должны рисковать и пробовать то, чего мы никогда до этого не пробовали. И сотрудники должны пузыриться от энергии, взрываться энтузиазмом, делая что-то новое, искать нестандартные пути. Мы все иногда делаем то, чего раньше никогда не пробовали, раздвигаем, растягиваем границы, меняем концепцию. И не удивительно, что иногда мы оступаемся, делаем ошибки. Бывает, даже проигрываем дела, целые идеи. Но никогда я не уволю человека за то, что он сделал ошибку, когда пробовал развивать наш общий бизнес. В нашей компании принято считать, что не делает ошибок тот, кто вообще ничего не делает, (улыбается). И я уверен, понимание этого есть в менталитете наших сотрудников. Все это требует специальной атмосферы в коллективе, создавать и поддерживать которую должен менеджер. 

Столкнулись ли вы с особенностями местного, южного менталитета? 

Люди все разные, с разными характерами, но поведение в коллективе, тем не менее, может быть одинаковым — что в Москве, что в Ростове-на-Дону. Если говорить о стереотипах, то я бы сказал, что ростовчане в целом — более открытые и дружелюбные.

Блиц-опрос 

Что в бизнесе важнее, интуиция или расчет? 

Интуиция. 

Вы консерватор или новатор? 

Я предпочитаю думать, что новатор. 

При принятии решений вы жесткий человек или готовы идти на компромиссы? 

Я довольно гибкий человек, компромиссный в управлении, и только поддерживаю сотрудников, если они приходят с комментариями, новыми идеями и просто другим мнением, не таким как у меня.. Но иногда бывает, что на обсуждение нет времени и нужно делать именно так, как решил я, и именно в это время. Должен быть баланс между тем, когда можно быть компромиссным, а когда нет. Главное, чтобы сотрудники тоже понимали, что ситуации бывают разные и поэтому методы их решения тоже разные.
Один из наших экспертов сказал, что руководитель должен быть одержим своей работой. Вы согласны с этим тезисом?
Сложно сказать, нужно это или нет. Лично я люблю свою работу, и поэтому нет никаких определенных границ, рамок между делом и личной жизнью. Это как хороший коктейль, микс. Для меня очень важен баланс: нельзя быть сфокусированным на работе 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, каждому человеку необходимо встречать новых людей, посещать новые места, подпитываться новой энергией и впечатлениями. Несмотря на то, что, повторюсь, я люблю свою работу и уделяю ей много времени, бывают моменты, когда я счастлив покинуть стены торгового центра. Но, к сожалению, таких моментов очень мало. Это как инь и янь, то есть между работой и личной жизнью, увлечениями, семьей, должен быть баланс, гармония. Путь к успеху — это процесс. В частности, я рассматриваю свою карьеру как долгосрочный проект. Как марафон. Как старт без однозначного финиша. Если бежать слишком быстро первые 20 км, то потом можно остаться без сил. Нужно найти хорошую скорость: двигаться быстро, но постоянно, чтобы хватило надолго.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar