Китайские платежные сервисы расширяют присутствие в России. Alipay (входит в Alibaba Group) договорилась об эквайринговом партнерстве с ВТБ. Сервис будет ориентирован в первую очередь на китайских туристов, число которых в последнее время неуклонно растет и уже приближается к 1 млн в год.
О том, что ВТБ и входящая в Alibaba Group Alipay договорились об эквайринговом обслуживании во всей POS-терминальной сети банка, сообщили “Ъ” директор по развитию Alipay в России Богдан Задорожный и вице-президент ВТБ 24 Алексей Киричек. Технологическое обслуживание вместе с ВТБ осуществляют ВТБ 24 и компания «Мультикарта».
ВТБ — первый крупный эквайер, с которым достигнута договоренность массового включения Alipay, подчеркивает господин Задорожный. По данным банка, его POS-сеть насчитывает 120 тыс. устройств. Среди крупнейших партнеров — сети «Ашан», «Лента» и «Магнит», РЖД, сервисы «Яндекс.Такси», Delivery Club, «Одноклассники», «ВКонтакте», «Юла» и др. Коммерческие условия сотрудничества ВТБ и Alipay не раскрывают. По словам источника “Ъ” на финансовом рынке, среднерыночная ставка по карточному эквайрингу в офлайне составляет 1% для крупнейших ритейлеров, 2–3% — для малого и среднего бизнеса. Ранее Alipay договорился об эквайринге в сегменте люкс-ритейла с «Русским стандартом».
Оплата Alipay происходит через мобильное приложение сканированием QR-кода кошелька покупателя или QR-кода трансакции. Также будут доступны POS-терминальное и кассовое решения. По оценке ВТБ 24, Alipay будет наиболее популярен в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске и Иркутске. «Количество туристов из Китая в России продолжает расти. Потенциальный объем этого рынка составляет 300 млрд руб. в год»,— отмечает Алексей Киричек.
«Средний чек у таких клиентов в два-три раза выше обычного, поэтому мы ожидаем высокий спрос на новый сервис со стороны магазинов»,— продолжает господин Киричек.
Оплата по QR-коду — привычный способ расчетов для жителей Китая, говорит заместитель коммерческого директора «Яндекс.Денег» Анна Кузьмина. «Вслед за пользователями Alipay вышел с этой технологией и в другие популярные у китайцев регионы — например, в Западную Европу и Юго-Восточную Азию. Теперь черед России»,— констатирует она. Развитие QR-оплаты сделает страну более привлекательной в глазах китайских туристов, приносящих, по данным Ростуризма, 5–20% выручки крупнейшим торговым центрам Москвы и Санкт-Петербурга, считает госпожа Кузьмина.
Партнеры рассчитывают, что ежегодно Alipay в России будет пользоваться более 1 млн человек. По данным пограничной службы, Китай занимает первое место по количеству туристов, посещающих Россию. За последние два года въездной поток более чем удвоился: в 2014 году Россию посетили 409,8 тыс. жителей Китая, в 2015-м — 677,6 тыс., в 2016 году — 890,7 тыс. Обслуживание платежей китайских туристов уже переросло в отдельный сервис — в большинстве туристических городов давно висят таблички с логотипом национальной платежной системы China Union Pay, отмечает председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов.
Для Китая действительно актуальна проблема платежей вне страны, подтверждает операционный директор приложения «Кошелек» Филипп Шубин. Но без сотрудничества со Сбербанком, занимающим львиную долю эквайринга в России, или открытой легальной схемы приема платежей, которая сосуществовала бы на кассе с имеющимся эквайрингом, говорить о заметных улучшениях не приходится, уверен он. Так, по данным ЦБ, 120 тыс. терминалов — это менее 7% рынка. «Alipay в России активнее, чем их прямой конкурент в этой области WeChat. С другой стороны, China Union Pay, который догоняет Alipay в области мобильных платежей в Китае, уже принимают ведущие банки, в числе которых Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк»,— говорит господин Шубин.