Популярная сеть магазинов одежды Sela закрывает свои магазины в Украине — теперь компания будет работать в стране только через франчайзи. Ритейлер объясняет свое решение стремлением избежать конфликта интересов со своими партнерами. Однако участники рынка отмечают, что обычно такие решения принимаются для сокращения издержек.
Сеть Sela приняла решение о закрытии собственных магазинов в Украине, сообщили "Ъ" в пресс-службе компании. "Наша новая стратегия предполагает открытие торговых точек только по франчайзинговым соглашениям. Кроме того, мы решили изменить состав партнеров",— заявили в пресс-службе Sela. В компании рассказали, что уже начали сокращать число магазинов — если год назад сеть насчитывала 56 магазинов, то сейчас их количество сократилось вдвое. Сколько среди закрытых являлись собственными точками, в Sela не уточнили. До сих пор соотношение собственных магазинов к франчайзинговым было примерно 50/50, пояснил "Ъ" один из бывших сотрудников компании.
Свое решение в Sela объясняют возможностью возникновения конфликта интересов с партнерами. "Развитие собственных магазинов и открытых по договору франшизы не является оптимальным. Прежде всего с точки зрения скрытого конфликта интересов, который, хотя и не проявлялся до сих пор, мог бы оказать негативное влияние на процесс дальнейшего расширения сети в Украине. Мы стремимся предоставить франчайзи гарантии отсутствия "соперничества" между торговыми точками",— говорят в пресс-службе сети. В компании ожидают, что смена стратегии позволит укрепить позиции на украинском рынке. Ритейлер уже нашел генерального франчайзи в стране, отказавшись предоставить более подробную информацию.
Корпорация Sela основана в 1991 году. Сейчас объединяет более 540 собственных и франчайзинговых магазинов демократичной одежды под марками Sela в России и СНГ. Собственником 100% компании является Борис Остроброд.
Еще два года назад Sela активно развивалась в Украине, отмечает генеральный директор компании Maratex Георгий Шалдырван. По состоянию на апрель 2010 года (Sela работает в стране с 2003 года), под ее управлением было 64 магазина, из них 45 работали по франчайзингу. "Тогда корпорация активно открывала магазины и регулярно обновляла коллекции. Судя по всему ситуация в Sela изменилась",— констатирует господин Шалдырван. В конце октября 2010 года Selа сменила собственников. Основатель сети — Аркадий Пекаревский — вышел из бизнеса, продав принадлежащую ему 45-процентную долю в корпорации своему брату и партнеру по бизнесу Борису Остроброду.
Обычно компании отказываются от развития собственных магазинов для оптимизации затрат, говорит Георгий Шалдырван. "При смешанной схеме развития, если компания наращивает сеть, то обычно она выкупает магазины у франчайзи",— подчеркивает в беседе с "Ъ" топ-менеджер в одной из зарубежных сетей. При развитии по франчайзингу большую часть расходов по ведению бизнеса берет на себя франчайзи — владелец бренда в этом случае несет меньшие затраты и снижает собственные риски, поясняет господин Шалдырван. "Однако в этом случае сложнее контролировать стандарты мерчендайзинга, выполнение планов продаж и множество других факторов. Это может навредить бренду",— резюмирует гендиректор Maratex.