Кризис вдохнул вторую жизнь в секонд-хенды. Социологи констатируют, что большинство россиян по-прежнему их не жалуют. Однако за прошедшие 9 месяцев число клиентов подобных магазинов выросло. Это значит, что мы стали поменьше вспоминать о своей брезгливости и почаще закрывать глаза на энергетику людей, носивших до нас приглянувшиеся нам по цене вещи. Сейчас это преимущественно делают молодежь и пенсионеры, а также обладатели дохода до 1 тыс. зеленых.
Нынешний финансовый кризис заметно умерил аппетиты россиян. За одежду и обувь мы не готовы переплачивать и дорогим вещам стали предпочитать теперь те, что подешевле. По данным проведенного ранее опроса, еще в сентябре прошлого года, то есть как раз до начала финансового кризиса в стране, магазины секонд-хенд не пользовались особой популярностью у наших сограждан. Подобные заведения посещали лишь единицы. Нельзя сказать, что экономическая нестабильность сделала магазины с ношенной одеждой более популярными, но захаживать туда многие жители нашей страны стали чаще. Как показал опрос, проведённый в середине мая Исследовательским центром портала SuperJob.ru, большинство россиян по-прежнему не жалует секонд-хенды, однако за прошедший год все больше российских покупателей стали их клиентами.
В ходе исследования социологи опросили 1800 респондентов из всех округов РФ. Как выяснилось, в настоящее время одежду или обувь в магазинах секонд-хенд приобретают 11% россиян, при этом 2% делают это часто, а 9% — от случая к случаю. Последние объясняют свой поступок так: "Сейчас там стало больше новых вещей, чем было раньше". Кроме того, они уверяют, что смогли купить там интересные модели хорошего качества. А вот те, кто пользуются услугами магазинов секонд-хендов постоянно, утверждают, что покупают вещи только там. Но отмечают, что предпочтение отдают, в основном, забугорным секонд-хендам. Для сравнения: около года назад одежду и/или обувь в секонд-хендах приобретали всего 9% респондентов. Большинство из них (8%) заходили туда изредка, чтобы приобрести там вещи "для работы на даче, походов в лес", а также детские вещи. И лишь 1% россиян посещали секонд-хенды с завидной регулярностью.
Как и раньше, свое предпочтение подобным магазинам в настоящее время чаще остальных отдаёт молодежь до 20 лет (как правило, это студенты), а также респонденты старше 50 лет (по 12%). Кроме того, среди постоянных клиентов таких магазинов преобладают россияне с ежемесячным заработком от 15 до 35 тысяч рублей (3%).
А вот в том, что они посещали секонд-хенды ранее, но не сейчас, признаются в настоящее время 15% россиян против 16% осенью прошлого года. Однако для большинства из них, как они сами подчеркивают, это была вынужденная мера в период финансовых затруднений. Последние они испытывали, когда были студентами или нуждались в недорогой одежде для своих детей. Среди опрошенных 40-50 лет этот вариант ответа выбрал почти каждый пятый (19%).
Однако есть среди нас и те, кто, невзирая ни на какие кризисы, никогда не был клиентом секонд-хендов и не собирается им становиться ни при каких обстоятельствах. Таких ни много ни мало, а 74% россиян. По большей части, противниками данных магазинов являются представители сильного пола: 77% среди мужчин и 71% среди дам. Следует отметить, что годом ранее тех, кто не жаловал секонд-хенды, было 75%.
Основной причиной для тех из наших сограждан, кого затащить в подобные магазины не в силах даже финансовый кризис, по-прежнему является брезгливость. Также неприязнь большинства из них объясняется верой в то, что "вещи сохраняют энергетику прежнего хозяина". Причем чаще всего, по их стойкому убеждению, плохую. Многие, отказывающиеся носить одежду, ранее принадлежавшую кому-то другому, вспоминают также и об эстетике с гигиеной. "Никогда не покупала и не буду покупать, так как это не эстетично и не гигиенично", — утверждают они. Кроме того, респонденты считают, что в секонд-хендах продаётся одежда плохого качества. Звучат также объяснения следующего характера: "Мне почему-то противно!".
Примечательно, но факт, в настоящее время из багажа аргументов в пользу отказа от секонд-хендов у россиян исчез тот, что они просто не видят необходимости в приобретении одежды в подобных магазинах. Раньше, еще осенью прошлого года, некоторые их противники утверждали, что "в наше время фактически любую одежду и обувь приемлемого качества можно приобрести в магазине и совсем недорого". Кроме того, ранее особо уважающие себя граждане призывали и других уважать себя. Они почему-то свято верили, что их уважение куда-то обязательно затеряется, если они откроют двери секонд-хендов. "Я человек небогатый, но до секонд-хенда ещё не опускался"; "Надо себя уважать!", — заявляли респонденты ранее. Сейчас об уважении никто не вспоминает.
И вот что удивительно: мы найдем тысячу аргументов, чтобы не пойти в секонд-хенды за одеждой или обувью для себя, любимых, но мы забудем про каждый из них, если лишних денег у нас нет, а одевать детей нам во что-то надо. В этом случае, как и в случае с кризисом, мы готовы забыть не только про уважение, но и про брезгливость и плохую энергетику.