Российские сноубордисты Вик Уайлд и Алена Заварзина привыкают к роли новых селебрити от спорта. Медийными лицами спортсменов сделала сначала история их любви на снежных склонах, а потом три олимпийские медали, принесенные в копилку сборной России. Свою популярность пара пустила в дело: Вик и Алена стали лицами рекламной кампании часового завода "Ракета". РБК daily узнала, как сноубордисты чувствуют себя в креслах члена совета директоров и стратегического директора завода.
Бесценные услуги
Алена Заварзина приняла решение поддержать завод еще до Олимпиады в Сочи. "О заводе я узнала благодаря нашему с Виком другу. Услышав историю "Ракеты", решила поучаствовать в деле возрождения завода", — рассказывает Алена. Первым проектом сноубордистки в роли лица рекламной кампании стала фотосессия в креативном офисе "Ракеты". На фото Алена в обнимку с балалайкой и бюстом Ленина — завод пропагандирует возвращение к национальным идеалам. В декабре прошлого года Заварзиной предложили войти в совет директоров "Ракеты". "Жак просто предложил мне и Вику присоединиться к команде, и мы согласились. На вопрос, что мне нужно будет делать, он ответил: просто быть хорошим человеком. И я решила, что справлюсь", — рассказывает Алена.
Олимпийский чемпион Вик Уайлд занял пост стратегического директора завода. Зарплатной ставки у супругов нет, их работа на заводе — чистая благотворительность. "Мне так надоело, что многие наши друзья хвастаются дорогими швейцарскими часами. Очень хочется, чтобы с не меньшей гордостью они показывали руку с часами российского производства. Мы с Виком своим участием в команде пытаемся эту зарождающуюся тенденцию продвигать", — говорит Алена. Директорат "Ракеты" сплошь состоит из именитых деятелей голубых кровей: князь Романов, граф Толстой, граф Пален. Наталья Водянова стала лицом рекламной кампании завода тоже абсолютно бесплатно. По словам управляющего директора "Ракеты" Жака фон Полье, такой состав работе завода не мешает. "Вик взял две золотые медали на Олимпиаде. Лучше него в стратегии разбирается разве что Владимир Путин", — шутит он.
Спортсмены признают, что их функция в управленческой команде носит скорее рекламный характер: "Во время спортивного сезона работы в штате завода от нас не требуют. На нас с Виком не лежит какой-то большой ответственности, мы не выполняем работу, без которой бы встало производство. Сотрудничество с "Ракетой" сводится к поддержке бренда и дружескому безвозмездному партнерству", — рассказывает Заварзина.
Национальное достояние
Оба спортсмена представляли олимпийскую сборную России на зимних Играх в Сочи. Вик принес российской команде по параллельному слалому две золотые медали, Алена — бронзовую. Победы спортсменов стали мощным пиаром для завода, как и судебная тяжба с Олимпийским комитетом. История началась после выпуска серии часов "Ракета" для Сочи". На циферблате были изображены зимние виды спорта, а по центру расположено слово "Сочи". Несмотря на то что завод напрямую не использовал олимпийские символы, по решению Федеральной антимонопольной службы часы "Ракета" для Сочи" сняли с продаж 22 декабря. Большую часть партии завод был вынужден оставить на складах. "Под неправомерным использованием символики мы имеем в виду не только изображение самих олимпийских символов, но и создание ложных ассоциаций принадлежности к Олимпиаде. Всемирный партнер МОК в категории "Часы, хронометраж, фиксирование счета и результатов" — компания OMEGA. Поэтому деятельность компании "Ракета" мы считаем противоречащей закону", — комментирует старший менеджер департамента маркетинговых коммуникаций оргкомитета Сочи-2014 Евгения Шленова.
"Я считаю случай с иском Олимпийского комитета примером того, как нельзя поступать с компанией, которая хочет возродить исторический русский бренд. Те, кто выступает против "Ракеты" и подобных проектов, забывают, насколько сложно возрождать такой лейбл и в то же время насколько это необходимо", — говорит Вик Уайлд. — Сегодня ведь все можно купить у китайских производителей — казалось бы, что может быть проще? Внешний вид китайского продукта будет почти в точности повторять дизайн любой известной марки. Дело в другом: "Ракета" хочет сохранить уникальность своих часов. Мне больше всего нравится даже не то, что часы именно русские, я поддерживаю идею аутентичности и национальности". Алена тоже не поддерживает решение оргкомитета и ФАС, хотя связи этой серии часов с олимпийской тематикой не отрицает.
Экономия на рекламе
Жак фон Полье считает действия Федеральной антимонопольной службы нелогичными: "Орган, который должен бороться с монополией, в нашем случае с эксклюзивным правом на упоминание города Сочи и зимних видов спорта, на самом деле ее защищает", — рассуждает фон Полье. "Ракета" — один из старейших партнеров Олимпийских игр. Более давней историей отношений с Олимпиадой может похвастаться, наверное, только Coca-Cola. Первое сотрудничество с Олимпийским комитетом состоялось в 1973 году, когда "Ракете" предложили стать официальным партнером Олимпиады-80 в Москве. Перед сочинскими Играми мы решили снова поддержать Олимпиаду, но получили отказ", — рассказывает фон Полье. Комитет сделал заводу другое предложение: поучаствовать в создании дизайна наградных медалей для Сочи-2014. Было установлено официальное денежное вознаграждение: 1 тыс. руб. "Мы согласились — хотели продолжить традицию участия "Ракеты" в Олимпиаде", — говорит директор завода. "В итоге Олимпийский комитет отказался платить даже эту символическую сумму, хотя был заключен официальный контракт". В оргкомитете Сочи-2014 ситуацию с невыплаченным гонораром объясняют тем, что деньги обещали только тем компаниям, которые пройдут отбор жюри. "Ракета" в число победителей не вошла. Размер обещанной выплаты, который в масштабах олимпийского бюджета кажется довольно странным, оргкомитет не комментирует ввиду конфиденциальности данных. Доказывать свою правоту "Ракета" не собирается, ссылаясь на то, что времени для борьбы с бюрократическим аппаратом у завода нет.
"Я в каком-то смысле даже благодарен оргкомитету Сочи за скандал", — говорит фон Полье. "Благодаря этой неприятной истории о нас узнало очень много людей. И почти все на стороне завода. После решения суда нас поддержали многие известные люди, среди них Алена и Вик. Оргкомитет, сам того не желая, сделал нам громкую и, что важно, бесплатную рекламу", — рассказывает управляющий директор "Ракеты". На данный момент завод еще не вышел на окупаемость, но планирует сделать это в ближайшие 12—18 месяцев. "Нас такое финансовое положение не огорчает: и Большой, и Мариинский театр, и Эрмитаж тоже в глубоком минусе. Я вижу в этом знак того, что "Ракета" по духу ближе к историко-культурным объектам, чем к рядовому российскому бизнесу", — рассуждает Жак фон Полье.