Международная организация труда подсчитала, сколько в России безработных. По ее данным, в марте 2009 года численность наших соотечественников, не имеющих работы, составила 7,5 миллиона человек, то есть 10% всего трудоспособного населения.
Эти цифры ненамного расходятся с данными Росстата за I квартал 2009 года — 7,1 млн. безработных. В их число попали и 90% сотрудников известной торговой сети «Санрайз», к услугам которой за долгие годы привыкла большая часть столичных компьютерщиков и любителей цифровой техники.
Здесь можно было найти комплектующие и технику на любой вкус, в любое время суток и, что немаловажно, по низкой цене. Уникальная технология торговли по электронному каталогу, практически полностью автоматизированная, позволяла держать цену на 20— 30% ниже, чем у конкурентов, причем с учетом их скидок. В отличие от большинства интернет-магазинов, которые, чего греха таить, и сами нередко выполняли заказы клиентов через «Санрайз» со своей наценкой, торговая сеть на 99,9% была обеспечена реальным товаром, который можно было быстро получить и в случае чего так же быстро обменять.
Три года назад ассортимент сети пополнился бытовой техникой и электроникой, при этом принцип автоматизированной торговли сохранился. Появилась необходимость расширять торговые площади и географию компании. Видимо, с этого и начались сложности. Владелец почти сотни торговых точек — гипермаркетов, супермаркетов, терминалов, интернет-магазинов — нуждался в дополнительных средствах на развитие. Поиски инвестора привели в компанию «Эльдорадо», которую до недавнего времени контролировал Игорь Яковлев. Уже в середине лета 2008 года сотрудники «Санрайза» все чаще стали замечать в центральном офисе компании менеджеров из «Эльдорадо».
На одном из интернет-форумов бывший работник «Санрайза» рассказал, что в руководство компании из «Эльдорадо» пришли десять человек. Многие связывают их переход с тем, что в то время у «Эльдорадо» начались проблемы с налоговой. Когда появились новые департаменты и должности, а многие ключевые посты заняли новые люди, то некоторые санрайзовцы предположили, что их компанию, возможно, отныне контролирует И. Яковлев. Эта информация подтвердилась только в начале 2009 года. По сведениям газеты «Коммерсантъ», «предприниматель является совладельцем ООО «Санрайз Риэл Эстейт» (по данным Росстата на 1 января 2009 года на 100% принадлежит кипрской «Барсетто Коммершиал Лимитед»), управляющей недвижимостью Sunrise; при этом Игорь Яковлев рассматривал возможность участия в капитале компании, управляющей розничным бизнесом группы». Может быть, по этой причине так долго ничего не было известно о сделке. Интересно, как в дальнейшем это будет соотноситься с российским антимонопольным законодательством, согласно которому конкурирующие компании не могут принадлежать одному лицу?
Так совпало, что с момента приобретения структурами Яковлева активов «Санрайза» финансовые дела последнего, вопреки прогнозам аналитиков рынка, резко ухудшились. Как известно, по данным сайта Арбитражного суда Москвы, с октября 2008 года в адрес «дочек» группы Sunrise зарегистрированы 52 иска на сумму 574,6 млн. рублей. Почему ситуация сложилась подобным образом? Если верить рядовым сотрудникам, которые активно обсуждают события и действия руководства компании на форуме в интернете, такое управление может привести даже к банкротству. Некоторые задаются вопросом, а не специальный ли это шаг, заранее спланированный? Но в этом, конечно, еще предстоит разобраться. Всего за небольшой срок некогда успешное торговое предприятие оказалось на грани краха. В то же время стало известно, что Яковлев продал «Эльдорадо» чешской компании PPF Group. Эксперты утверждают, что чехи, возможно, были вынуждены купить сеть, так как до этого вложили в нее солидные инвестиции. Но от приобретения «Санрайза» они отказались, объяснив это тем, что не готовы реструктурировать кредитный портфель компании.
Найдется ли покупатель на обремененную долгами часть компании, неизвестно. Не ясно и то, что стало причиной плачевного состояния «Санрайза». А пока ритейлер вынужден сдавать торговые площади в аренду. Однако в самом «Санрайзе» утверждают, что удалось сохранить «скелет» компании, ее уникальное торговое предложение — плод интеллектуального труда тех, кто стоял у истоков создания некогда маленькой компьютерной фирмы. Они уверены, что не все еще потеряно.
Цифра
90 процентов сотрудников торговой сети «Санрайз» остались без работы
574,6 млн. рублей — такова сумма 52 зарегистрированных исков в адрес «дочек» группы Sunrise с октября 2008 года