Российские продовольственные ритейлеры насторожились, когда Кремль ввел ответные санкции и запретил ввоз европейских продуктов летом 2014 г.

Однако реального ущерба компании не понесли: поиски замены польским яблокам завершились через несколько месяцев, и новыми поставщиками стали Турция, Египет, Бразилия и Израиль.

"Это доставило много неудобств, потому что за месяц нам пришлось полностью поменять систему дистрибуции, которую мы развивали в течение последних 15 лет, — говорит Якубсон. — Я знаю, что это уже стало клише, но труднее всего было найти замену европейским сырам. Теперь же большинство голландских и итальянских сыров делается в России".

История компании

Дикси, основанная в 1992 г., пережила не один кризис. Сначала развитие было сосредоточено на Москве и Санкт-Петербурге, а большинство заработков шло от продажи импортных продуктов, которые быстро заполняли пустые полки магазинов.

"Это был легкий бизнес. Можно было иметь грязный полутемный магазинчик, а люди все равно выстраивались в очередь, — вспоминает Якубсон. — Сейчас все изменилось, покупатели стали требовательнее".

Компания тяжело пережила кризис 1998 г. и обвал рубля. "Оптовики оказались в невозможном положении: они должны были покупать в долларах, а выручку получали в рублях. К концу 1990-х большинство из них ушло в ритейл, только там можно было получать прибыль".

В 2007 г. компания начала торговаться на биржах РТС и ММВБ, но цена колебалась в коридоре от 300 до 500 руб. за бумагу в течение почти пяти лет. В этом году цена упала с максимума года 495 руб. (в марте) до 331 руб. (в октябре).

На протяжении последних 15 лет стратегия развития ритейла была проста: расти как можно быстрее, чтобы занять как можно большую долю рынка. "В конце 1990-х ведущим ритейлерам было не с кем конкурировать — только с открытыми рынками", — говорит Якубсон. По его подсчетам, на супермаркеты сейчас приходится 70% рынка продуктов питания, и 30% — на открытые рынки. Еще десять лет назад доли распределялись наоборот.

Новый кризис

Новейший кризис может стать тяжелейшим для сектора, считает Якубсон. Но требование хлеба и зрелищ по-прежнему актуально. Доля дохода, которую россияне тратили на еду, упала с 75 до 25% в 2007 г., но в 2015 г. вырастет до 50%.

Траты на еду не уменьшились, хотя многие импортные продукты заменили более дешевыми отечественными аналогами. Но экономический климат для ритейлеров, безусловно, ухудшился. Согласно Росстату торговый оборот ритейлеров упал в сентябре на 10,4%, реальные доходы населения уменьшились на 3,3% с начала года. Все это тем не менее не сказалось на бизнесе Дикси — последнее, на чем стали бы экономить покупатели, — это чай, сахар, макароны и хлеб.

"В этом году мы собираемся открыть рекордное число магазинов. В январе—сентябре было открыто 400, больше, чем за тот же период в 2014 г.", — говорит Якубсон.

В целом финансовые результаты компании впечатляют. Выручка почти удвоилась со 147 млрд руб. в 2012 г. до 229 млрд руб. в 2014 г. Девальвация рубля снизила долларовую выручку, но это почти полностью будет компенсировано постоянно растущими продажами.

Теперь большинство голландских и итальянских сыров делается в России

По словам Якубсона, обесценивание рубля принесло гораздо больше проблем, чем санкции. Россия до сих пор импортирует 40% обработанных продуктов, за которые нужно платить в валюте. "Около 50–70% овощей и фруктов — импортные, поэтому цены на них растут, а спрос снижается", — говорит Якубсон.

Дикси обратилась к соседям — Мол­дове и Азербайджану, а также партнерам по БРИКС за помощью. "Это, конечно, увеличило цену", — говорит менеджер. По данным Росстата, продуктовая инфляция в этом году доходила до 20%, значительно опережая общую инфляцию, составляющую 11%.

У всех ведущих ритейлеров проблемы те же: продажи снижаются из-за экономического спада. Тем не менее крупнейшие сети, включая Дикси, отчитываются о прибыли. Это значит, что у компании стабильный денежный поток и основные инвестиции — это собственные средства.

"На самом деле ни у кого нет проблем с финансированием инвестиций. Ритейл — одна из немногих отраслей, которая продолжает расти. Заемные средства могли бы быть дешевле, но мы все равно берем кредиты, — говорит Якубсон. — Мы продолжаем борьбу за долю на рынке. Мы инвестируем каждую заработанную копейку".

Поднялась и цена самих магазинов. Если первый магазин Дикси, открытый в 1999 г., стоил около $50 000, то сейчас эта цифра выросла до $400 000.

Процесс консолидации отрасли завершится нескоро. Сейчас Дикси развивает свои традиционные рынки в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Свердловской областях. Но каждый год компания осваивает новый регион, говорит Якубсон. За последние годы магазины появились в Тюмени, Орле, Калининграде. Рост бизнеса ограничивает лишь необходимость строить дистрибутивную сеть для обслуживания магазинов, а это требует серьезных инвестиций и времени.

Несмотря на все трудности, Якубсон уверен в будущем своей компании. "Этот кризис — отличная возможность, — говорит он, вторя многим российским бизнесменам. — Чем ниже мы спускаемся, тем сильнее будет отскок. Осень 2008 г. была ужасной, но после нее наш бизнес начала расти сумасшедшими темпами. Рано или поздно санкции отменят, и рост начнется снова".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments