Вчера в Москве открылась 19-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства "ПРОД ЭКСПО". На выставке представлена продукция более двух тысяч компаний. И практически каждый продукт, будь то колбаса, сыр или йогурт, позиционируется как натуральный.
Попытки производителей привлечь внимание потребителей натуральностью продукта понятна: все больше людей во всем мире склоняются к здоровому питанию. Однако потребители не доверяют голословным заверениям производителей. Им нужна полная, конкретная, понятная, а главное, достоверная информация о составе продукта.
По данным последнего исследования компании Nielsen, респонденты во всем мире скептически относятся к точности и достоверности информации о пользе продуктов питания, указываемой на их упаковках, — такой как "полностью натуральный продукт". При этом более двух третей респондентов во всем мире говорят, что, по их мнению, подобная информация либо никогда не может считаться заслуживающей доверия, либо ей можно доверять лишь в некоторых случаях.
Исследование Nielsen показывает, что почти шесть из десяти (59%) потребителей во всем мире сталкиваются с трудностями при попытке понять информацию о пищевой ценности, указанную на продуктах питания, при этом 52% могут понять такую информацию "частично". 41% всех респондентов "в основном" понимают информацию о пищевой ценности продуктов.
Российские эксперты отмечают, что производители частенько сами запутывают покупателей, а то и сознательно обманывают и потребителей, и продавцов.
"Глобальный тренд к выбору потребителем здорового питания, который фиксируют многие исследовательские компании, в России выглядит скорее профанацией из-за взаимосвязанных проблем нежелания принимать истинную стоимость продукта и несоответствия написанного на этикетке содержимому упаковки, — говорит Максим Протасов, председатель правления "Руспродсоюза". — Это системная проблема: стремление обеспечить население дешевым продуктом не должно исключать возможности приобретения высококачественного продукта на соседней полке. А так как магазины главным критерием отбора продуктов ставят цену, некоторые производители в конкурентной борьбе за полку не могут устоять перед искушением выдать желаемый состав продукта за действительный".
Как объяснил "РБГ" Михаил Бурмистров, генеральный директор "INFOLine-Аналитика", проблемы у ретейлеров связаны с тем, что поставщики не обеспечивают стабильности качества продукции, то есть делают образец нормального качества, а когда начинают серийные поставки, то меняют рецептуру, удешевляя ее. "Ретейлеры очень заинтересованы в том, чтобы потребитель четко понимал, что он покупает, так как, купив продукт, который ему не нравится, он может перенести недовольство на торговую точку, где он купил товар, — говорит он. — Поставщики заинтересованы в равных условиях игры, то есть если один из поставщиков не использует растительный белок или усилитель вкуса глутамат натрия в колбасе, а другие используют, то поставщик, который делает колбасу из мяса, проигрывает по себестоимости продукции".
Настоящим вкусом может быть наделен только натуральный продукт. Это знают и эксперты, и потребители. Если говорить про самый народный российский продукт — колбасу, то многие российские заводы ее делают так: мясо механической обвалки — шкурка да кости перетертые, соя, крупа манная, крахмал, каррагинан и, конечно, усилители вкуса — глутаматы натрия (Е 621), ароматизаторы, жидкий дым, чтобы скрыть нехватку мяса и придать суррогату вкус мясного продукта. Шкурку да кости организм не усваивает, зато прекрасно усваиваются манка и крахмал. И, конечно, жир, по содержанию которого российская колбаса — рекордсмен.
"Уже в 70-80-х годах в Советском Союзе ученые били тревогу об излишнем содержании жиров в мясных продуктах, вырабатываемых мясоперерабатывающей отраслью. К примеру, рекомендуемая медицинская норма источников получения калорий организмом 1:1 от единицы белка и жира в СССР выглядела 1:2,5, а иногда 1:3! Эта ужасная диспропорциональность сохраняется до сих пор, этот норматив позволителен и в проектах новых Техрегламентов ТС. Более того, введение нового термина в Техрегламентах ТС как "мясосодержащие" продукты подразумевает экономическое стимулирование еще большего использования животных жиров и коллагенов (неусвояемых белков), — говорит президент Мясного союза России Мушег Мамиконян. — При этом существенная часть белка может быть заменена коллагеном. Естественно, что в рыночных условиях производители стремятся максимально использовать легальную по ГОСТ или ТУ возможность использования в рецептурах колбас, сосисок и других мясных продуктах более дешевую жировую фракцию, уменьшая долю содержания белка".
"Из чего именно состоит колбаса, потребитель на глаз и на вкус определить не может, — говорит Дмитрий Козлов, директор по производству компании "Мясной дом Бородина" (компания первой на рынке отказалась от использования усилителя вкуса). — Единственный способ это узнать — читать, что написано на этикетке. Однако производители и здесь идут на хитрость. Например, раскрывают не полный состав продукта. Или прячутся за комплексными пищевыми добавками, которые могут содержать до 50 химических веществ, в том числе усилители вкуса. Натуральная колбаса должна содержать мясо, жир, специи и функциональные добавки, без которых невозможно ее произвести, а именно нитрит натрия и фосфаты. От остальной химии производитель может отказаться без ущерба для вкуса продукта. Если же в рецептуре используются мясозаменители — например соевый белок и крахмал, потребитель это почувствует. Чтобы придать продукту мясной вкус и аромат, а также скрыть недостаточно качественное сырье, в продукт и добавляют усилители вкуса".
Как подсчитали эксперты, сегодня на рынке 90% производителей продуктов питания, пользуясь неграмотностью покупателя, обманывают его, впаривая йогурты "с настоящими ягодками", а на самом деле с обыкновенными красителями, колбасу, напичканную химией, шоколадные конфеты из сои и т.д. И только около 10% производителей работают в новом тренде — качественные продукты с натуральным вкусом, без химии, без обмана.
Особенно настораживает экспертов фальсификация молочной продукции, ведь ее основные потребители — дети. Как отмечает председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, фальсифицированная молочная продукция по демпинговым ценам все чаще вытесняет с рынка натуральную, нанося тем самым колоссальный ущерб экономике производителей. Производители натуральной молочной продукции не способны конкурировать по цене с производителями дешевого фальсификата. В то же время использование компонентного состава, не соответствующего требованиям Технического регламента, может нанести ущерб здоровью потребителей. В первую очередь речь идет об использовании в молочных продуктах пальмового масла.
По результатам мониторингов качества молочной продукции, реализуемой в различных розничных каналах, Национальный союз производителей молока получил следующие данные: более 50% образцов сливочного масла, более 60% сгущенного молока с сахаром, более 30% сметаны и творога, более 70% плавленых сыров не соответствуют требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию в части содержания растительных жиров тропического происхождения.
"Это особенно острая проблема, поскольку использование растительных жиров производители часто скрывают. А пальмовое масло без правильной обработки — тяжелый продукт для пищеварения, — говорит Андрей Даниленко. — Если производитель не указал растительный жир в составе продукта, то он нарушил закон. Это касается и консервантов, ароматизаторов и красителей в составе фруктового йогурта".
Как объяснил "РБГ" Андрей Даниленко, такая ситуация характерна для всей пищевой отрасли. Выводя на рынок новый продукт, напичканный усилителями вкуса и ароматизаторами, производитель проводит агрессивную рекламную политику. А покупатель, поддавшись рекламе, попадает в зависимость от этого продукта — благодаря свойству усилителей вкуса такую зависимость вызывать. Натуральный же продукт зависимости не вызывает, у него небольшой срок хранения, он обходится производителю дороже, менее привлекателен для детей. Спрашивается, зачем его производить? Такова логика большинства пищевиков.
Как решить эту проблему?
"На наш взгляд, следует разделить группу некачественных и опасных продуктов питания, поступление которых на потребительский рынок России должно быть ограничено или прекращено, на три подгруппы: первая — опасные для здоровья потребителей продукты, которые не соответствуют требованиям безопасности, установленным нормативными правовыми актами, и поступление на рынок которых должно быть полностью прекращено в результате регулирующих действий органов государственной власти, — предлагает Михаил Бурмистров. — Вторая — фальсифицированные продукты, которые по результатам экспертизы признаны безопасными для здоровья потребителей, но реальный состав которых не соответствует представленной информации на упаковке, поступление на рынок которых должно быть прекращено, а дальнейшее использование ограничено на основании решений уполномоченных органов государственной власти. И третья — безопасные продукты низкого качества (например, томатная паста, содержащая 70% крахмала), которые формально не нарушают требований нормативных правовых актов или розничных сетей, но фактически не удовлетворяют запросов и потребностей населения.
Первый шаг к исправлению ситуации, по мнению Максима Протасова, честная маркировка со стороны производителя; соблюдение единой политики по отношению к недобросовестным поставщикам со стороны ретейла; просвещение покупателя со стороны СМИ. "Поэтому наша рабочая группа не только ведет планомерную работу по выявлению фальсификатов, но и ищет пути изменения ситуации в корне. Мы рассчитываем, что прорывом в решении этого вопроса станут намерения АКОРТ предложить розничным сетям, входящим в состав ассоциации, вывести из ассортимента продукцию недобросовестных производителей, чья продукция не будет соответствовать заявленным на упаковке качествам, — говорит он. — Первые выявленные нарушители уже поставлены на контроль, сейчас идет испытательный срок, за который они должны привести продукт и маркировку в соответствие".
Андрей Даниленко считает, что деньги в пропаганду правильного питания, повышение грамотности потребителя должны вкладывать как государство, так и бизнес.