Крупнейший в мире интернет-ритейлер Amazon выходит на российский рынок — в апреле давно ходившие слухи получили подтверждение, на своем сайте и в LinkedIn компания опубликовала сообщение о найме сотрудников в России. У Amazon есть слоган "And you’re done", что можно перевести как "Тема закрыта" или "Тебе конец". Давайте попробуем понять, действительно ли "тема закрыта" для российских конкурентов Amazon.

Как выходили международные ритейлеры на отечественный рынок? Первое, что я вспомнил, это ужас "Рамстора" и завешанный щитами с их рекламой мост на Ленинградском шоссе в Москве, где открывался первый гипермаркет немецкой сети Metro. Потом — агония российских сетей перед открытием французского Auchan, попытки бойкота и давления на поставщиков. Потом — открытие немецкого Mediamarkt, паника местных ритейлеров в виде раздачи листовок напротив этого магазина и последующий демарш — вывод из ассортимента продукции Panasonic (эта компания начала сотрудничать с Mediamarkt на особых условиях, я сам тогда активно участвовал в демарше, будучи коммерческим директором "М.видео"). Тем не менее, у всех западных ритейлеров ушли годы — минимум 5-7 лет — на построение в России сетей федерального масштаба и завоевание существенной доли рынка. На начальном этапе это были, по сути, локальные игроки с амбициями федерального масштаба. Необходимо отметить, что ни один из международных ритейлеров до сих пор не занял доминирующего положения в своем секторе по разным причинам. Правда, в электронной коммерции свои правила игры.

Уверен, что в первые дни полноценной работы Amazon в России его сайт посетит добрая половина рунета, ведь уже в прошлом году 19% россиян, совершающих покупки в интернете, пользовались услугами Amazon, а их знаменитая серия электронных книг Kindle уже представлена в 114 магазинах на Yandex.Market. Скоро российские продавцы узнают правильный ответ на вопрос: существует ли лояльность в онлайн-бизнесе? Похоже правильный ответ знает только Джефф Безос, основатель и гендиректор Amazon, да и то в перспективе максимум 2-3 лет, так как в этой индустрии все очень быстро меняется.

Безусловно, Amazon будет постепенно наращивать бизнес в России, любой поставщик будет рад возможности сотрудничать с компанией-легендой, ритейлеры будут бороться за право продавать Kindle, а кадровые изменения в "Почте России", уверен, будут способствовать построению федеральной сети доставки. Конечно, есть полное понимание, что Amazon — сейчас самый эффективный онлайн-ритейлер, в той или иной степени любой интернет-магазин копирует Amazon.

Amazon, с моей точки зрения, входит в пятерку крупнейших IT-компаний мира, из которых остальные четыре уже представлены в России — Microsoft, Apple, Google и Facebook. Все эти компании объединяет одно действительно важное конкурентное преимущество — они знают все про своих клиентов, настоящая конкуренция для них уже давно не лежит в плоскости "купи-продай". Тем не менее ни Apple, ни Google, ни Facebook не стали №1 в России. Правда, в их сегментах работают российские "ВКонтакте" и "Яндекс", а вот отечественного Amazona еще не появилось. И тем не менее, я бы не считал тему закрытой. Amazon, you’re not done, but you’re welcome.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments