Больше всего магазинов в 2014 году открыли "АТБ-маркет", Volwest Group и Fozzy. По сравнению с позапрошлым годом тройка наиболее динамично развивающихся ритейлеров не изменилась. Но масштаб экспансии значительно сократился. Так, если в 2013-м сеть "АТБ" увеличилась на 143 объекта, то в 2014 году – на 69. Fozzy Group открыла в 2014 году 29 магазина против 42 в 2013-м.
Дельта увеличилась у Volwest Group, открывшей 39 магазинов в позапрошлом году и 43 – в минувшем.
Период гигантомании в отрасли миновал, большая часть появившихся объектов – локального формата. "В Украине, судя по всему, постепенно начинает вырисовываться эра "магазинов у дома" и минимаркетов. Именно объекты этой концепции последние несколько лет доминируют в структуре новооткрываемых FMCG-маркетов, и их доля из года в год растет", – констатирует глава GT Partners Ukraine Игорь Гугля.
География открытия новых торговых точек в течение года менялась. Если в первой половине 2014-го львиная доля сетевых продовольственных магазинов открывалась в Восточной Украине, то во второй половине – уже в Западной. Гугля подчеркивает, что произошло это не за счет осознанной переориентации ритейлеров на западный регион, а за счет сокращения динамики развития тех торговцев, которые ранее активно открывались в восточных областях.
С поправкой на геополитические факторы – аннексию Крыма и военный конфликт на Донбассе – ритейлеры не только открывали магазины, но и закрывали. Попавшие в зону риска торговые точки либо полностью прекращали деятельность вследствие разрушения помещений, разграбления, национализации, либо временно приостанавливали работу в период активизации боевых действий, нарушения энергоснабжения и т.д.
Тем не менее, сальдо положительное. "Количество открытых магазинов в целом по стране все равно было выше, чем количество закрытых", – отмечает Игорь Гугля.
Операторы розничной торговли, которые наиболее активно развивались в 2014 году
№ | Управляющая компания | Сети | Количество магазинов, открытых в 2014 году | Общее число магазинов на 31 декабря 2014 года |
1 | ООО «АТБ-маркет» | «АТБ» | 69 | 733 |
2 | Volwest Group | «Наш Край», «Наш Край-экспресс», «Дисконт» | 43 | 169 |
3 | Fozzy Group | «Сільпо», «Фора», Fozzy, Le Silpo | 29 | 470 |
4 | ООО «Украинский Ритейл» | «Брусничка» | 25 | 145 |
5 | ООО «Омега» | Varus, «Varus-маркет», «Планета» | 23 | 55 |
6 | ООО «ЛК-Транс» | «ЛотОК» | 16 | 26 |
7 | ООО ТПК «Львовхолод» | «Рукавичка», «Під Боком» | 14 | 80 |
8 | ООО «Торговый дом Копейка» | «Копійка», «Копійка-мінімаркет», Santim | 12 | 47 |
9 | ООО «Вересень плюс» | «Файно маркет», «Файно экспресс» | 12 | 20 |
10 | По 10 новых магазинов в 2014 году открыли целый ряд компаний, поэтому определить однозначного фигуранта рейтинга некорректно |
Данные: исследовательская компания GT Partners Ukraine