Яркими высказываниями в прошлом месяце запомнились:
Эдуард Юнусов, генеральный директор ТД "Челны-Хлеб":
"Мы сегодня знаем, что прокуратура и другие инспектирующие органы проводят рейды, проверки, пишут нам предупредительные письма… Нельзя сказать, что перегнули палку, но пытаются, к сожалению, решить вопрос, не вникая в ситуацию. Нам говорят: "Мы можем вообще заморозить цены, если выше чем на 30% поднимется цена на тот или иной товар". Как в том анекдоте: хоть ты в шапке, хоть ты без шапки, все равно будешь виноват. Ритейл оказывается каким-то козлом отпущения".
Максим Ноготков, основатель ГК "Связной":
"Евросеть" и так принадлежит двум операторам ["ВымпелКому" и "МегаФону"]. Мы глубоко убеждены, что эти операторы действуют на рынке согласованно, и считаем это ненормальным. Мы активно боролись с этим в прошлом году, писали заявления в ФАС, но не получили поддержки. Если сейчас, кроме "Евросети", в интересах этих операторов начнет действовать еще и "Связной" — на уровне братской помощи, без возможности формального контроля ФАС, на рынке образуется бесконтрольный игрок с реальной долей рынка в мобильных телефонах около 55%".
Олег Малис, владелец Solvers:
"Мы считаем, что есть сговор между Промсвязьбанком, "Благосостоянием" и Максимом Ноготковым. Причем роль Максима Ноготкова заключается в том, что он нам держит руки, а эти двое по карманам шарят: пока нас тормозят на Кипре, банк и НПФ используют ситуацию как дефолт и забирают активы. Цель всей этой истории — продажа активов МТС. МТС предлагает (и компания подтверждала это в разговорах со мной) выкупить 49% компании за 9 млрд руб. Промсвязьбанк на этом аукционе пытался за 2 млрд руб. кредита забрать активы. Если вы посчитаете, переложите предложение МТС на то, что хотел забрать банк, то прибыль от сделки получилась бы более 5 млрд руб.".
Илья Тимченко, генеральный директор сети "Техносила":
"Скорее всего, быстрее, чем через три года, мы не будем представлять магазин, в котором нет электронной штуки, которая позволяет просматривать остатки и товарные предложения не только данного магазина, но и соседних — партнеров, которые в рамках этой бизнес-модели принимают участие. Поэтому вопрос, будем ли мы делать терминалы, как Enter, принципиально неправильный. Мы будем это делать не потому, что хотим быть, как Enter, а потому, что в этом состоит логика ритейла".
Денис Соколов, руководитель отдела консалтинга и исследований компании Cushman & Wakefield:
"Участь американских моллов-призраков наши торговые центры не ждет… Дело в том, что трудности, которые будут испытывать сетевые торговые компании, могут дать шанс неформатной рознице. Будет происходить сокращение занятости, особенно в регионах, и мелкоформатная торговля может дать толчок развитию малого бизнеса и рынку труда".
Андрей Карпов, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ):
"Ряд ритейлеров уже признали, что задача наступившего года — не заработать, а вообще остаться на рынке. Компании готовы выйти в "ноль", но не всем удастся даже это: многим придется работать в убыток, чтобы остаться на рынке".
Алексис Родзянко, глава Американской торговой палаты в России:
"Неясно на самом деле, что происходит. Нам просто необходимо дождаться, когда курс рубля и цены нефти стабилизируются. В слове "рубль" и в слове "баррель" много одинаковых букв, как-то они перемешались, и рубль выглядит сейчас очень похоже на цену нефти".
Елена Гилязова, директор сети магазинов "Семья":
"Хочу верить, что усилия федеральной власти будут направлены на стабилизацию экономической ситуации рыночными методами. Это стабилизация курса Центробанком, изменение налоговых режимов путем регулирования пошлин и прочие зарекомендовавшие себя в условиях кризиса рыночные механизмы. Самое страшное, что может произойти, — тотальное регулирование цен государством. Это может стать контрольным выстрелом в голову нашей экономической системе".
Андрей Сизов, исполнительный директор аналитического центра "СовЭкон":
"Очевидно, что борьба с продовольственной инфляцией — вещь нужная. Но также очевидно, что в ближайшей перспективе власти не смогут добиться здесь принципиального улучшения. Весьма вероятно, что по итогам 2015 г. рост цен на продовольствие вновь будет двузначным. Потребители с высоким доходом этого, вероятно, не очень заметят, со средним — будут более экономно выбирать продукты. Но многие из тех 2% населения, которым уже сейчас не хватает денег на продовольствие, из‑за удорожания продуктов окажутся на грани выживания".