В бюджете холдинга RBI статья на развитие персонала и его обучение всегда была одной из самых существенных, но из-за кризиса она подверглась сокращению, рассказывает директор по персоналу RBI Юлия Маевская. Появилась программа внутреннего обучения, лекторами на которой выступают топ-менеджеры компании. В этом году внешние тренинги для продавцов обошлись компании примерно на 20% дешевле, чем до кризиса, но покупать тренинги, как на распродаже, нет смысла, образование должно быть качественным и эффективным, говорит Маевская.
Корпорация «Эконика» отказалась от сотрудничества с ИМИСП, где в 2008 г. прошли обучение 30 резервистов на управленческие должности, говорит Татьяна Илиопуло, руководитель отдела обучения и развития персонала «Эконики». В этом году компания, по ее словам, собирается запустить внутренний обучающий курс «Формирование базовых управленческих навыков». «Севкабель-холдинг» в этом году на 50% сократил затраты на образование сотрудников, сохранив программы обязательного обучения и повышения квалификаций, рассказала его представитель Надежда Шерешевская. В прошлом году три топ-менеджера «Севкабеля» получили МВА. «Лента» провела в этом году 240 000 тренинг-часов различных видов обучения, это на 17 % больше, чем в 2008 г., говорит Вита Дувакина-Комарова, начальник отдела обучения и развития ООО «Лента». По ее словам, 60% всего обучения проводится внутренними ресурсами. В 2008 г. два топ-менеджера «Ленты» получили степень MBA, в этом году расходы на дорогостоящее внешнее обучение офисных сотрудников сократились на 60%, но выросли на 30% расходы на обучение сотрудников торговых комплексов.
По данным Begin Group, спрос на программы бизнес-образования сократился в пределах 30%. Набор на вечерние и модульные программы MBA в этом году менее активный, чем в прошлом, подтверждает представитель Vlerick Leuven Gent Management. Сократилась доля слушателей из сферы строительства и девелопмента, увеличилась доля тех, кто приходит из сферы производства, замечает он. Создалась ситуация отложенного спроса, когда у потенциальных клиентов есть потребность в услуге и денежные средства, но инвестировать эти средства компании решаются с осторожностью из-за неопределенности в экономике, считает директор программы MBA Санкт-Петербургской академии управления и экономики Ольга Гурьева.
Слушателей в целом по ИМИСП стало меньше на 30-40%, в основном за счет выпадения краткосрочных программ, за программы MBA, предлагаемые в режиме открытого рынка, осенью 2009 г. в 80-90% случаев платят сами слушатели (год назад — 50%), говорит директор по развитию и внешним связям ИМИСП Дмитрий Павлов. По его наблюдениям, в корпоративных программах пропало «среднее звено», остались долгосрочные программы крупных компаний и короткие программы для средних компаний, покрывающие точечные потребности заказчика, говорит Павлов. В этом году ИМИСП начал обучение 317 менеджеров ОАО «Уралкалий», программа рассчитана на два года. В программах участвуют топ-менеджеры компании, сотрудники, входящие в управленченский и линейный кадровый резерв, передала через пресс-службу Елена Самсонова, директор по персоналу «Уралкалия». Большая часть наших руководителей имеет богатый практический опыт работы, но не имеет современного бизнес-образования, объясняет она.
У Стокгольмской школы экономики появилось несколько новых клиентов — ОАО «РЖД», «Новартис», двухгодичный курс для ключевых менеджеров заказала JTI.
Компании предпочитают посылать сотрудников не на MBA, а на специально разработанные под их запросы корпоративные программы, передал через пресс-службу первый заместитель Высшей школы менеджмента СПбГУ Игорь Баранов. Корпоративные программы, состоящие из восьми модулей, могут оцениваться для группы из 30 человек в $15 000-20 000, полагает представитель Стокгольмской школы экономики Анна Измайлова. Менеджер одной из бизнес-школ оценивает день корпоративного обучения в 2000 евро, а программу формата МВА — в 200 000 евро.
В подготовке статьи участвовали Елена Домброва, Надежда Зайцева, Елена Зборовская, Анатолий Темкин