Михаил Кокорич был успешным предпринимателем в ретейле — владел десятками магазинов по всей России, занимался антикризисным управлением "Техносилы", но в итоге оставил все, чтобы покорить космос.

Кокорич считает, что каждый может использовать космические технологии в повседневной жизни. Он верит в возможности людей исключительно технических специальностей и хочет создавать что-то новое до конца своих дней.

— Почему космос? Детская мечта? Когда вы закончили заниматься ритейлом, были же, наверное, и другие варианты?

— С розницей тоже была мечта. Шли 2000-е. Страна восстанавливалась. А что является признаком нормальной страны? Достаток. В это время я прочитал книгу Сэма Уолтона "Как я создал Walmart". Она меня захватила своей простотой, глубиной и цельностью. Ее основной посыл в том, что компания строится вокруг потребителя. Сеть Walmart ориентирована на то, чтобы минимизировать издержки и предлагать товары по минимальной цене.

— Вы же не учились на руководителя. Обращались к бизнес-тренерам?

— Конечно! Я не знаю ни одного успешного предпринимателя, который не уделял бы много внимания своему образованию. Всю жизнь надо учиться. Я читал книги, общался с умными людьми, участвовал в десятке тренингов, учился в нескольких университетах, работал с коучерами, бизнес-консультантами.

— С вашим образованием вы могли бы стать инженером, высокооплачиваемым топ-менеджером. Или чиновником.

— Почему в советское время многие люди оканчивали технические вузы? Не потому, что там учили хорошо. Просто тогда другие социальные лифты были закрыты. То есть пойти работать бухгалтером считалось деквалификацией. А частной сферы как таковой еще не существовало. Я учился в Новосибирске. Этот оборонный научный город пережил тяжелейший кризис в 1990-е, все было разрушено. Даже если бы я хотел работать руководителем крупной и успешной компании — мест не было. Жизнь так сложилась.

— Можете на пальцах объяснить, чем занимается ваша нынешняя компания Dauria Aerospace?

— Вот на улице стоят видеорегистраторы. Мы хотим сделать такой же видеорегистратор для Земли, который постоянно наблюдал бы, что происходит на планете, в реальном времени: в этом районе пожар, здесь пробка, там прорвало нефтепровод.

Мы нацелены на коммерческий рынок. Государственный заказчик очень жирный, хороший, но он сильно балует. Ты начинаешь думать не о том, как сделать сервис удобным для всех, а о том, как учесть интересы конкретной структуры. Многие полагают, что космическая съемка — это как в кино про Джеймса Бонда: можно снять все что угодно в любое время. Ничего подобного. Спутников не так много, и они не снимают всю Землю. Не знаешь точно, что и где снимать, не угадаешь. Малайзийский боинг потерялся в Индийском океане, и его не могут найти.

— Чтобы снимать Землю целиком, сколько аппаратов должно находиться на орбите?

— Это зависит от того, насколько детальным должно быть изображение, в каком разрешении. В следующем году мы планируем выпустить первую группировку (четыре спутника), которая сможет снимать планету с разрешением 22 м. С ним не увидишь автоаварию и не разглядишь человека, но можно наблюдать за крупными объектами и процессами: лесами, посевами, пожарами, наводнениями. У нас всю Землю будут наблюдать восемь спутников. Вторую группировку запустим в 2016-м.

— Монетизация получается довольно сложная. Как договариваться с компаниями, если вы не знаете, зафиксируете ли их событие, когда оно произойдет, будет ли событие в зоне видимости аппарата в определенный момент?

— Нет, модель примерно такая же, как и работа в Apple Store. Способов использования данной информации много. Мы впервые будем снимать Землю регулярно. У нас уже есть специальная IT-платформа, с помощью которой можно легко создавать приложения. Они могут выполнять простые задания (скажем, "как только здесь возникнет пожар — сообщить леснику"), отвечать на конкретные вопросы ("когда надо убирать урожай?", "сколько древесины можно заготовить на этой территории?").

— В чем преимущество Dauria?

— Мы хотим, чтобы это работало в режиме онлайн. Apple использует краудсорсинг: распределяет производственные функции между десятком тысяч программистов по всему миру. Мы пытаемся пойти по тому же пути и сделать так, чтобы любой мог написать программу и использовать наш спутник. У нас есть приложение, где можно посмотреть, в каком месте и в какое время пролетит спутник. Если нужна информация, нажмите на кнопку, закажите нужную картинку. Допустим, вы менеджер буровых установок, вам кажется, что что-то пошло не так. Через приложение заказываете снимок. С вашего счета списываются деньги.

— У вас есть конкуренты?

— Есть, но не в России. У нас нет подобных коммерческих компаний. Их и в мире-то всего четыре-пять.

— А вы были в NASA?

— Да. Я считаю, что NASA действительно выполняет свою миссию по продвижению человечества за пределы сознания. Потрясающая открытость. Их данными бесплатно пользуется весь мир.

— Если NASA предоставляет свои данные бесплатно, то почему у вас информацию будут покупать?

— Это другие данные. NASA больше занимается научными, некоммерческими задачами.

— Как вы получили разрешение на работу в космосе?

— Это регулируется ненамного сложнее, чем другие отрасли.

— Как думаете, когда начнете зарабатывать?

— Мы уже получаем выручку. Но все равно вкладываем в спутники и инфраструктуру больше, чем зарабатываем.

— А откуда выручка, у вас уже есть что-то на орбите?

— У нас есть платформа, которая обрабатывает данные с других спутников. И еще выполняем заказы со стороны.

— Вы сами-то планируете в космос полететь?

— Думаю, что полечу. Полеты скоро будут коммерциализированы, то есть, оставаясь дорогим удовольствием, станут доступны большому числу людей.

— Значит, вас тянет в небо?

— Да, я летаю на самолете. За штурвалом. Могу управлять одномоторными четырехместными поршневыми самолетами, у меня есть свидетельство private pilot (по-нашему я пилот-любитель). Правда, действует оно только в США.

— Скажите честно, вас не всегда сопровождал успех? Случались и падения?

— Помню годы, когда бизнес был полностью в долгах. Заложено все: дом, машина, машины сотрудников. И это казалось бесконечным. Теряли много, ошибались, обманывались. Наверное, выручало то, что мы не останавливались даже в самые трудные моменты.

— Посещали мысли все бросить?

— Сто раз! Думал: брошу бизнес, буду плавать с аквалангом. Потом на трезвую голову понимал, что для меня это довольно ограниченный мир. Поплавал шесть лет, и созерцание рыбок надоело. Я не созерцатель, мне надо что-то делать. А бизнес — это интересно. Каждый раз что-то новое.

— Вы много времени проводите за границей?

— Думаю, треть года.

— Дети хорошо говорят на английском?

— Старшая дочка (а у меня их две) знает английский, учит испанский. Ходит в обычную общеобразовательную школу.

— На родительские собрания ходите?

— Очень редко.

— А вообще отец должен участвовать в воспитании детей?

— Сложно сказать. Вот, к примеру, у нас в компании директором по развития работает одна девушка, китаянка. Настоящая selfmade woman, которая училась в Британии на космического инженера. Она почти никогда не видела cына, и сейчас у нее с ним превосходные отношения. И он говорит: "Мама, ты всегда для меня была примером". А ее сестру, которая всю жизнь прожила для семьи, собственные дети ни во что не ставят. Непонятно, как правильно.

— У женщин, по-вашему, много шансов реализоваться в бизнесе?

— Да, но девушкам сложнее добиваться успеха, потому что у них несколько дней вылетает на детей и на семью. Но самые целеустремленные из них дадут фору любому мужчине.

— Какие у вас отношения с традиционными "мужскими игрушками" — авто / мото?

— Мотоцикл водил со второго класса. А машину — с 18 лет. Но сейчас на мотоциклах больше не езжу. Довольно рискованно. Я пробовал сесть на современные модели — это, конечно, звери. Надо много тренироваться, чтобы уметь ими управлять. Они не терпят дилетантства, можно легко разбиться.

— Когда пошли первые деньги, вы покупали себе дорогие машины, выпендривались?

— Конечно, покупал! У меня был роскошный зеленый Grand Cherokee. С белым кожаным салоном. Шел 97-ой год. Мне был 21 год. Все девушки были мои. Стоило только подъехать, открыть окно… Потом ездил на Volvo С80, Toyota Camry. Сейчас у меня BMW 7 серии.

— Какую обувь носите?

— Я пришел к тому, чтобы шить обувь на заказ. Это намного удобнее. У меня есть свой портной в Вене. У него семейный бизнес. Уже восьмое поколение, семья прошла оккупацию Гитлера. Он рассказывал и показывал, где и как они жили. У него можно сделать обувь из кожи, которая была куплена ими десятки лет назад.

— Какие у вас есть мечты?

— Я не мечтаю особо. Я делаю.

— Что вы будете делать, когда состаритесь?

— Надеюсь, что буду делать то же, что и сейчас, — что-то новое.

Справка

Михаил Кокорич

Возраст — 38 лет

Родился в поселке Агинское Читинской области

В 1997-м учился на физическом факультете Новосибирского государственного университета

В том же году создал компанию Dauria, которая занималась производством и продажей химических реагентов и промышленных взрывчатых веществ, химической обработкой древесины

В 2003 году прослушал курс Executive Program in International Management в бизнес-школе Стэнфордского университета (США)

В 2004-м окончил Новосибирский государственный университет экономики и управления, факультет финансов и кредита

С декабря 2004-го развивал розничный бизнес: основал сеть товаров для дома "Чудодом", которая после слияния в 2008 году стала сетью "Уютерра" (насчитывает более 120 магазинов)

В 2010 году получил диплом EMBA в МШУ "Сколково"

С 2010-го по 2012-й участвовал в антикризисном управлении сети по продаже бытовой техники и электроники "Техносила"

В 2012 году вышел из всех розничных активов и основал компанию Dauria Aerospace, которая производит спутники и разворачивает собственную спутниковую группировку

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments