Спросите нескольких случайных прохожих, каких они знают выдающихся бизнесменов. Скорее всего, назовут Стива Джобса, Билла Гейтса или Марка Цукерберга. Вряд ли в этом списке будет хотя бы одно российское имя. И это проблема. Чтобы успешно развить какую угодно сферу, нужно её популяризировать. Это аксиома.

Пожалуй, единственный безусловный кандидат на роль рок-звёзды российского капитализма — Олег Тиньков. Индекс его цитируемости в СМИ и социальных сетях сравним с показателями политиков первого эшелона. Но одного яркого бизнесмена для огромной страны недостаточно. Всё настолько плохо, что резонанс в обществе вызывают такие явления, как, например, недавнее выступление Дмитрия Потапенко на Московском экономическом форуме. Он, конечно, молодец. Высказался ярко и по делу. Но кто знает, каким именно бизнесом занимается Потапенко? Кажется, никто.

Мы любим сравнивать себя с Западом, рассуждая, что же с нами не так. В США и Европе (особенно в Великобритании) звёзд бизнеса достаточно. То, что у нас не так, — это не наша вина, а наша беда. Российское предпринимательство — очень молодое явление. Утверждение "деньги — это зло" зашито в нашем генетическом коде. В российских школах на уроках арифметики детей учат считать яблоки в корзинах, в Америке — доллары. Старшее поколение, ненавидящее капитализм и капиталистов, сопротивляется "перепрошивке". Апеллировать нужно к людям 20–35 лет, которые готовы менять мир вокруг себя и строить своё дело с нуля.

Ещё одна вредная для бизнес-климата национальная черта — скромность. У нас не принято хвалиться успехами, раскрывать финансовые показатели. Мы подсознательно боимся того, что, стоит только засветиться, кто-то придёт и всё отберёт. У этого страха, безусловно, есть основания, но так жить нельзя. Залог успеха в бизнесе — желание и умение говорить о себе и своих достижениях, чтобы вдохновлять публику собственным примером.

Звёзды от бизнеса должны продвигать одну главную идею. Зарабатывать много честных денег — это хорошо. Теоретики здесь малоэффективны — люди верят только тому, что видят. Когда широкая аудитория примет этот тезис, можно будет перейти к рассказам о правильной организации компании, о том, как контролировать процессы, грамотно распределять время и тому подобных вещах.

Если разобраться, личность предпринимателя не очень важна. Героем может быть мужчина или женщина, юноша или пенсионер, натурал или гей — кто угодно. Он может помогать больным детям или кричать на каждом углу, что ненавидит благотворительность. Он может быть всеобщим любимцем или достаточно неприятным человеком. Наличие харизмы обязательным условием не является. Но всё же новый российский бизнес-герой должен быть немножко шоуменом. Хотя бы таким, как Олег Тиньков, а лучше — как Ричард Брэнсон.

Предположим, у нас есть герой, успешный кейс и желание поведать о нём миру. Какие есть способы донести свои идеи до публики? Беспроигрышный вариант — написать книгу. Если человек пишет книгу, он — значимая фигура, которой есть что сказать. Так работает массовое сознание. Только нужно иметь в виду, что блеф здесь опасен — если герой пока не сформировал свой посыл публике, а просто размазал по страницам манную кашу с рассуждениями о жизни и смерти, эффект может быть обратным. Публика запомнит автора как пустышку и вряд ли даст ему второй шанс.

В США самый мощный и трафикоёмкий канал продвижения — киноиндустрия. У нас, к сожалению, пока не принято делать предпринимателей героями фильмов. Сколько картин снято о Стиве Джобсе, героями фильмов становились Марк Цукерберг, основатель McDonald’s Рэй Крок и многие другие. В России единственный заметный фильм о бизнесе (да и тот, на мой взгляд, довольно паршивый) — "Стартап", посвящённый основателям "Яндекса". Музыку тоже можно использовать. Рэперы в золотых цепях тоже работают на популяризацию финансового благосостояния и, как следствие, предпринимательства. У нас на этой поляне трудится разве что певец Тимати. Получается не очень убедительно.

Ещё одна лазейка — бизнес-форумы. Конечно, там обычно собираются такие же предприниматели, и это скорее площадки для обмена опытом, а не для агитации. Но именно здесь можно и нужно оттачивать ораторские навыки, вырабатывать образ, модель поведения на сцене.

Главное, что материала для лепки героев в России достаточно. Есть десятки кейсов, построенных на одной только хорошей работе. Есть люди, которые не занимали чиновничьи должности, не выигрывали государственные тендеры, не вступали для пользы дела в романтические отношения. Идеальная модель для создания яркого кейса — история предпринимателя, который сделал себя сам. Фишка такой истории — в том, что теоретически такой путь может пройти любой. Жаль, что с таким материалом мало работают СМИ.

Прямо сейчас на российском бизнес-небосводе восходят новые звёзды. Можно назвать основателя "Экспедиции" Александра Кравцова, создателей Splat Евгения Дёмина и Елену Белоус, Артёма Агабекова из "Фабрики окон" или, например, основателя компании Faberliс Алексея Нечаева. Мы должны гордиться их кейсами и просто обязаны их популяризировать. Главный посыл — честные истории успеха от нуля до миллиарда без госбюджетов, родительских денег и поддержки влиятельных покровителей.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments