Мнение эксперта: Алексей Щетинин, директор по развитию сети супермаркетов премиум-класса «Азбука Вкуса»
— Назовите наиболее значимые события на рынке торговой недвижимости за последние годы?
— То, что произошло с «Рамстором» стало, пожалуй, одним из наиболее заметных событий последнего времени. Это уникальный случай, когда оператор такого масштаба начал активно сдавать свои позиции.
Для меня остается загадкой, почему они продали столько собственности «Седьмому Континенту». Будучи одним из первых игроков на рынке цивилизованной розницы, на мой взгляд, «Рамстор» чувствовал себя очень хорошо и имел возможность диктовать рынку свои правила, в итоге же последовал необъяснимый срыв.
— А каковы перспективы развития рынка торговой недвижимости? Ведь 2007 год уже на подходе.
— Я думаю, ничего кардинально меняться не будет, так как нет никаких потенциально опасных тенденций на рынке.
На рынке коммерческой недвижимости стагнации не предвидится, так как он еще не насыщен. А если говорить, к примеру, про жилье, то тут как раз все понятно: произошла некая переоценка этого рынка со стороны инвесторов и он на какое-то время заморозился.
В коммерческой же недвижимости рынок «съедает» все, что предлагается. Денег в стране сейчас много, и все оценивают свои сегодняшние вложения в недвижимость с точки зрения перспективы. А перспективы, в общем и целом, радужные, и как раз за счет того, что насыщение этого сегмента рынка произойдет еще очень нескоро.
Вряд ли в ближайшие годы в Москве, Питере и в других крупных российских городах произойдет то, что случилось, например, в Казани, где к тысячелетию города ввели в строй множество торговых центров, а заполнить их не смогли. На тот момент город в таком количестве торговых площадей попросту не нуждался.
— Каковы тенденции арендных ставок? Какими они будут в 2007?
— Ставки будут повышаться, может не столь динамично, как это происходило в 2004-2006 гг., но будут. И рынок все это будет поглощать. Я общаюсь со многими ритейлерами, и все сегодня называют такие ставки, которые три года назад никто даже не мог себе представить. Еще совсем недавно, когда речь шла о годовой ставке в USD 800 за квадратный метр, я был практически уверен в том, что мало кто из розничных операторов сможет ее потянуть. Сейчас же конкуренция усиливается, и все готовы платить. О причинах мы уже говорили – площадки в Москве заканчиваются…
Как человек, занимающийся ритейлом, я надеюсь, что темпы роста ставок замедляться, но это не ожидание, а лишь надежда.
— Что касается операторов торговых центров, каково значение якорей? И как «Азбука Вкуса» решает вопрос аренды, у Вас же нет магазинов ТЦ?
— Действительно, «Азбука Вкуса» никогда не являлась «якорем» в торговых центрах среднего уровня. Что такое «якорь» в понимании собственников таких ТЦ? Это арендатор, который не приносит высокого дохода от аренды помещения, но при этом формирует сумасшедший трафик, который «разбирают» все остальные арендаторы. А уже с них стоимость аренды «снимается» по полной программе. Мы же не сможем сформировать такой трафик в ТЦ среднего уровня, поэтому для подобного рода объектов мы не представляем интереса, а они в свою очередь не интересны нам.
Другое дело ТЦ, работающие в одном с нами формате: например, «Dream House», который расположен на Рублевке. Вот там мы действительно выступаем в качестве «якоря». «Сесть»же в питерский «Гранд Каньон» – для нас невозможно. Мы, на мой взгляд, убьем экономику и этому ТЦ, и себе. Поэтому при развитии «Азбуки Вкуса» в Питере мы склоняемся, скорее, к идее открытия супермаркетов в отдельно стоящих торговых помещениях, сдаваемых в аренду. Особо подчеркну, что на данный момент приобретать в Северной Пальмире площади в собственность мы не планируем.