Страсть к рукоделию жительниц США и Канады принесла в прошлом году сети Michaels Stores $4,2 млрд выручки. Это сопоставимо с объемом всего российского рынка товаров для хобби, творчества и рукоделия. Кто и как делит эти деньги?
Как и все небольшие специализированные рынки, сегмент товаров для хобби, творчества и рукоделия отличается низким уровнем консолидации: на каждую из крупных сетей, объединяющих порядка 10 точек, не приходится и 1% российского рынка — впрочем, на локальных рынках сети занимают более весомые позиции. Львиную долю продаж — по оценкам самих игроков, 85–90% — занимает несетевой малый бизнес. Как и у других видов деятельности, у торговли товарами для рукоделия есть свои преимущества и недостатки.
С головой в розницу
Первые шаги торговли товарами для хобби, творчества и рукоделия пришлись на 1990-е. Одни начинали с розницы (например, петербургские «Марья Искусница», «Яркий мир рукоделия»), другие — с опта (например, московские «Гамма» и RTO, запустившие розничные проекты «Иголочка» и «Салоны Рукоделия» соответственно). Кто-то, как столичная компания «Золотое Руно», сразу стал развивать оба направления деятельности.
«Идея заняться товарами для рукоделия возникла случайно, — вспоминает Дмитрий Синицын, один из основателей нижегородской компании „Инкомтех“ (восемь точек в Нижнем Новгороде и две в Перми под брендом „Пряжа“). — Все случилось на волне кризиса сбыта, с которым столкнулась одна из столичных фабрик по производству пряжи. Руководство предприятия согласилось поставить товар на честном слове, не имея от нас каких-либо гарантий. Тогда такие взаимоотношения еще были возможны, теперь — нет. Первый магазин мы открыли в 1994 г.».
Припозднились с выходом на рынок такие крупные столичные игроки, как «Иголочка» (2000 г.), «Леонардо» (2007 г.), «Станция Домашняя» (2009 г.).
Продолжение материала читайте в рубрике «Взгляд сверху» в новом Retailer Magazine (№4 (27), декабрь 2012).