С начала года в РТ закрылись более 500 магазинов, торгующих алкоголем. По словам руководителя Госалкогольинспекции РТ Игоря Марченко, сказанным им в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online», на каждое открытие сетевого магазина приходится закрытие не менее трех местных точек торговли. Не последнюю роль в этом играют поправки в Налоговый кодекс, касающиеся лицензий на право торговли спиртным, которые пролоббировали крупные ритейлеры. Начало беседы читайте здесь.

—  Игорь Александрович, согласно федеральному закону продажа крепкой алкогольной продукции в ночное время запрещена. Как это положение реализуется  в Татарстане?

— Федеральный закон принят в 2011 году, но мы ввели эту норму, не дожидаясь ФЗ, — такой режим продажи алкоголя у нас действует уже более года. К тому же, период запрета у нас больше — с 22.00 до 10.00. Временной период долго обсуждался, инициатором было МВД по РТ, потому что основное количество преступлений в ночное время совершается в состоянии алкогольного опьянения.

Именно после 22.00 происходит завершение различных вечеринок, и люди решают, что им мало и надо добавить… Как правило, «добавляли» крепкие напитки и переставали себя контролировать. Чтобы исключить это, и был выбран именно такой временной период запрета. И есть официальные цифры – количество преступлений в состоянии алкогольного опьянения за год сократилось в республике более чем на 20%.

— Есть анализ, не привел ли этот запрет к росту реализации суррогата и отравлений от него?

— Анализ мы проводим, но сказать, что это привело к увеличению реализации нелегального алкоголя нельзя, потому что у нас за 9 месяцев текущего года произошло увеличение объемов реализации легального алкоголя. Рост менее чем на 1%, но рост.

— Каков объем реализации алкоголя в республике?

— В прошлом году в целом реализовано 7,5 миллиона декалитров алкогольной продукции и 31,5 миллиона декалитров пива. В рублях мы подсчет не ведем, но это, безусловно, миллиарды рублей.

— А сколько алкоголя реализовано «теневым» образом? Ведь есть не только самогонщики, но и «гаражные» производители…

— К сожалению, есть и такие. Недавно было выявлено три факта подделки продукции  Татспиртпрома, причем самой продаваемой водки «Граф Ледофф», которая занимает первое место в рейтинге продаж в линейке данного предприятия. По всем фактам материалы были переданы в МВД по РТ, и были возбуждены уголовные дела.

Еще «яркий» пример – 3,5 тысячи бутылок поддельного дагестанского коньяка было выявлено в Набережных Челнах. Но возбудить уголовное дело не получилось, потому что коньяк произведен на заводе и не представляет собой опасности для здоровья. Привлекли к административной ответственности, а сам коньяк уничтожили. Даже если оценить по стоимости закупки, то ущерб составил около полумиллиона рублей. Думаю, бизнесмены теперь уже задумаются, стоит ли им приобретать нелегальную продукцию. Канал поставки выявлен,  круг лиц известен – они находятся под контролем Госалкогольинспекции РТ и правоохранительных органов.

— Как у вас выявляются подобные факты — проводите плановые проверки или ждете «сигнала» от граждан?

— В первую очередь это полномочия МВД, так как мы изначально хотим привлекать к уголовной ответственности. Если же по результатам экспертизы мы понимаем, что продукция не представляет угрозы здоровью, и привлечь к уголовной ответственности нельзя, то эти материалы рассматривает Госалкогольинспекция РТ и доводит дело до суда, так как конфискация имущества происходит только по судебному решению.

Понятно, что плановые проверки таких результатов дать не могут, потому что они проходят в компаниях, имеющих лицензию на реализацию алкогольной продукцией. И они дорожат этой лицензией.

А выявляем факты различными способами, в основном, за счет мониторинга  либо по сигналам  граждан. По закону о защите прав юрлиц и ИП внеплановые контрольные мероприятия можно проводить только  на основе информации потребителей либо по требованию прокурора.  А еще совсем недавно и по требованию прокурора мы ничего не могли предпринять, и суды отменяли все наши решения.

Сейчас мы начали масштабную работу  с прокуратурой республики – существует договоренность об обмене информацией и взаимодействии.

— А как соотносятся законы о защите бизнеса и защите прав потребителей? Получается, что потребитель плохо защищен, если не проводятся проверки качества реализуемой продукции…

— К сожалению, менталитет наших предпринимателей пока не готов  к бесконтрольной деятельности, как это происходит в развитых странах Запада, в США и даже в восточных странах. Там попытка «отравить»  своего потребителя считается очень серьезным преступлением, на которое никогда ни один продавец не пойдет. Есть примеры, когда в западных странах штрафные санкции за реализацию просроченной продукции  доходят до 50 тысяч евро. При неоднократном нарушении  — пожизненный запрет на занятие подобной деятельностью.

В России полномочия по наложению штрафных санкций находятся у Роспотребнадзора, а штраф по подобным фактам составляет менее одной тысячи рублей!

— То есть жизнь потребителей в опасности?

— К сожалению, да.  В России приняли закон о защите юридических лиц, но штрафные санкции оставили те же самые.  Законопроект минэкономразвития, где штрафы существенно увеличены  — до 800 тысяч рублей,  правительство  «завернуло».

— У Госалкогольинспекции РТ есть функции защиты прав потребителей. Выходит, вы можете выполнять свои функции только постфактум?

— Да.  Если гражданин покупает просроченную продукцию или видит, что она находится в реализации, то он должен обратиться к нам.

— Часто бывают подобные обращения?

—  Часто. За 9 месяцев этого года просроченной продукции в торговой сети выявлено более чем на один миллион рублей.  Просроченную продукцию мы конфискуем, а о размере штрафа я уже сказал.

—  А кто контролирует качество бутилированной питьевой воды?

— В рамках  защиты прав потребителей  мы считаем, что все-таки основной нашей задачей является не работа постфактум, когда правонарушение уже совершено, а его предупреждение. И доведение до потребителей достоверной информации, которой они должны обладать при приобретении той или иной продукции.  Для этого мы проводим дегустации различных продуктов с приглашением журналистов.

Проводили дегустацию питьевой воды, сливочного масла, кефира, творога – это как раз те продукты, среди которых часто встречается  фальсификат,  когда для удешевления товара производители добавляют вместо настоящих животных жиров растительные,  а также ароматизаторы  и консерванты. Поэтому увеличивается срок годности продукта. Не может у натурального молочного продукта срок годности быть три-четыре месяца!

— Вроде вредного ничего нет, но и полезного тоже…

— Совершенно верно!

— А много подделок питьевой воды?

—  Качество питьевой воды на территории республики достаточно неплохое. Массовый рейд 2008 года  в отношении всех производителей питьевой воды в Татарстане и основных производителей ввозимой продукции дал свой результат —  теперь они своевременно меняют фильтры. Ведь основное  — это фильтрация  воды и чистота производства. Сегодня просто нельзя сказать, что у нас есть плохая вода. Все производители выполняют требования, и вода  в большей своей части соответствует нормативным показателям.

— Есть «сигнал» от нашего читателя:  «Таких мест, где запрещена торговля алкоголем, много, но никто не хочет работать, или связаны между собой. Даже есть местные советы поселений, где приняты постановления,   разрешающие продавать водку практически в границе школы — в 5-10-и метрах от нее.  У нас законы хорошие, но почему-то никто не контролирует их и не выполняет. В этих исполкомах поселений все депутаты и члены ЕР. Почему у нас так?»

— Госалкогольинспекция РТ проводит еженедельный мониторинг соблюдения правил продажи в ночное время  и ограничения продажи, введенное постановлением №867 кабинета министров РТ.

— А как вы мониторите? Объезжаете магазины?

— Да, наши сотрудники рано утром и ночью совместно с сотрудниками правоохранительных органов едут по магазинам и проверяют выполнение установленных правил.  За 9 месяцев этого года мы проверили более чем  6 тысяч  торговых объектов.

Постановлением №867 утвержден и порядок определения мест расположения точек продажи алкоголя.  Место расположения определяет орган местного самоуправления —  либо исполкомы муниципальных районов принимают соответствующие постановления, либо этот вопрос решается на уровне  районных депутатов на сессии.
Нельзя моделировать одно правило на каждый район, потому что везде ситуация разная. Для примера приведу Актаныш, где только одна центральная улица, на которой находятся  школы, детские сады, больница и все торговые объекты. И если мы примем решение об ограничении расположения торговых объектов, то они все подпадут под эту территорию. И тогда легальная продажа алкогольной продукции сразу сократится на 80%. И мы знаем, куда пойдут в этом случаи все потребители. Поэтому в каждом муниципальном образовании принимают свое решение, исходя из своих реалий. При этом,  конечно, такие точки максимально стараются отодвинуть от детских учреждений.

— Еще один вопрос читателя: «Почему все проблемы с алкоголем решаются ужесточением требований к продавцам, созданием барьеров для входа на рынок и поднятием цен на продукт? Разве это есть решение проблемы? На мой взгляд, это есть убийство конкуренции на данном рынке, ведь такими темпами на нем останутся только сетевики».

— Никаких ужесточений в части реализации алкоголя не было – штрафных санкций нет. А ограничение времени продажи – это не ущемление конкуренции.  А вообще на крупные федеральные сети приходится  всего 14% рынка алкоголя.

Мы признаем, что на  каждое открытие  крупного магазина приходится в среднем три закрытия мелких точек торговли. В этой ситуации можно говорить о нарушении конкуренции, но у  сетевиков нет никаких преимуществ в отношении продажи алкоголя – такие же ограничения по времени продажи и территориального удаления от детских учреждений. Например, компания «X5 Retail Group» была вынуждена закрыть два крупных объекта, так как не нашли консенсус с местной властью по их размещению. Подобные проблемы были и в Азнакаево, где магазин находился в 14 метрах от остановки, поэтому нельзя было торговать алкоголем.. Компания за свой счет построила новую остановку, перенеся ее дальше от магазина на 10 метров.

Единственное решение, которое как-то ущемляет мелкие компании по розничной реализации алкоголя, это увеличение государственных пошлин за выдачу лицензий. На сегодняшний день пошлина составляет 40 тысяч рублей за каждый год действия  лицензии  вне зависимости от того, крупная эта сеть или один магазин. Конечно, для маленьких предприятий, особенно находящихся на селе, это не подъемно! Мы это понимаем.

С 1 января текущего года у нас более чем на 500 сократилось количество магазинов, имеющих лицензию.  Об этой проблеме мы писали в федеральный центр. Это изменение было внесено в Налоговый кодекс РФ, а ранее размер этой платы устанавливался субъектами. В Татарстане ставка была дифференцированная  — в сельских районах она составляла 10 тысяч рублей за 5 лет действия лицензии,  в крупных  городах – 30 тысяч рублей, и только в Казани было 60 тысяч. А сейчас все уравняли. Я не исключаю, что это было лобби крупных федеральных торговых сетей.

Не дождавшись ответа от федеральных органов, Президент РТ одобрил наше предложение  — постановлением Кабинета Министров РТ  было принято решение о субсидировании государственной пошлины торговым объектам, находящимся в сельских населенных пунктах с численностью населения до 300 человек.

— Ведь если магазин не может оплатить лицензию на право торговли алкоголем, его деятельность на селе становится нерентабельной. Так?

— Совершенно верно! И магазин закрывается, а алкоголь начинают продавать нелегально. Поэтому и было принято решение о субсидировании.

— Субсидирование уже осуществляется? Сколько на это направляется средств?

— В этом году из бюджета республики было выделено 1,4 млн. рублей.  Торговых объектов, которые являются единственным магазином в населенном пункте с численностью до 300 человек, не так много.

— Бюджет полностью оплачивает госпошлину –  все  40 тысяч?

— Нет, только 30 тысяч рублей. На селе у нас много торговых предприятий Райпотребсоюза, которые имеют по 20-30 торговых объектов. Безусловно, они не претендуют на субсидирование, так как госпошлина уплачивается не с каждого торгового объекта, а с компании. Одна компания – одна госпошлина — одна лицензия, а потом по 2 тысячи рублей за каждый добавленный торговый объект.  Конечно, это несправедливо по отношению к  небольшим торговым сетям и отдельным магазинам.

— Управления Росалкогольрегулирования есть во всех субъектах?

— Нет, у них созданы только межрегиональные управления  по федеральным округам с очень маленькой численностью сотрудников. Фактически они кое-как справляются только с производителями алкоголя и оптовым звеном.

— А у вас какой штат?

— В нашем штате 253 человека, но в соответствии с указом Президента РТ будет сокращение на 1 января 2012 года на 5%, а на 1 января 2013 года  — еще на 10%. У нас практически в каждом районе работает по одному специалисту, а также есть «кустовые» органы, охватывающие 6-10 районов.

— Говорят, что в Татарстане создана уникальная система контроля…

— Это совершенно верно! Все созданные в регионах страны подобные органы так или иначе моделировались с Госалкогольинспекции Республики Татарстан. Сегодня в 36 регионах РФ существуют ведомства или департаменты при министерствах, осуществляющие контроль оборота алкоголя, но 100-процентно нашу систему смоделировать не смог никто. Например, в Башкортостане в подобной структуре работает 57 человек, а объем реализации алкогольной продукции у них такой же, как у нас, хотя республика по площади и численности населения в полтора раза больше Татарстана.

— Навряд ли там меньше пьют…

— Безусловно. Глава этого ведомства говорил мне, что в восьми районах республики пьют дешевую казахскую водку, и с этим они ничего не могут сделать. На тот момент у них не было и взаимопонимания с МВД.

— В свое время работу Госалкогольинспекции РТ поставил ваш предшественник – Алексей Николаевич Казаков. Он сейчас принимает участие в работе?

— К сожалению, в силу возраста и состояния здоровья сегодня в работе он уже не принимает участия. Но я всегда говорю, что Алексей Николаевич был основателем данного органа исполнительной власти республики. По поручению первого президента РТ Минтимера Шариповича Шаймиева в свое время он проделал очень серьезную работу, не страшась ничего.

Мы все помним, что происходило в республике в период передела алкогольного рынка – убивали группами, начиная с генерального директора, кончая мастерами вино-водочных заводов … Именно в этот момент Казаков взял на себя весь груз ответственности, и «всем миром» был наведен порядок – совместно с правоохранительными органами, прокуратурой и при очень сильной поддержке Президента республики.

— В завершении —  наш традиционный вопрос,  читаете ли вы "БИЗНЕС Online"?

— "БИЗНЕС Online" читаю почти каждый день. Я считаю, что газета очень информативна, вся ваша работа только на пользу. После того, как все прочитают очередной материал в "БИЗНЕС Online", начинаются обсуждения в кругу друзей и знакомых.

Госалкогольинспекция РТ всегда была открыта для журналистов, а сейчас мы вынуждены все чаще обращаться к потребителям через СМИ для того, чтобы они были более активными и не принимали доведение до нас информации за «стукачество».  Если вы заметили, что в каком-то торговом объекте нарушаются права потребителя, реализуется некачественная или просроченная продукция, необходимо нас проинформировать, ведь пожилые люди могут этого не увидеть, и их здоровье может пострадать. Нужно думать не о том, что мы «настучим», а о том, что предотвратим  несчастные случаи.

— Наверное, люди в первую очередь думают о волоките, связанной с таким обращением в органы. У вас эта процедура упрощена?

—  Сегодня это сделать очень просто – надо зайти на сайт gosalcogol.tatar.ru или на tatalc.ru и отправить свое обращение в электронном виде. Единственное условие – обязательно нужно указать свои имя — фамилию-отчество и  электронный или почтовый адрес для получения ответа. Анонимные письма в соответствии с законом о защите прав потребителей мы рассматривать не можем и включать их в неплановые контрольные мероприятия тоже не можем..

— А что необходимо указать «обязательнее» – имя или адрес?

—  Адрес – электронный или почтовый. Цель получения нами информации – предотвратить последующие нарушения.  Мы должны друг друга воспитывать – каждый на своем этапе.

— Спасибо за участие в интернет-конференции и удачи в вашей работе!

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments