ОАО РЖД сегодня объявит публичный конкурс на передачу в аренду на 25 лет инфраструктуры 353 вокзалов. Новому инвестору предстоит привлечь 600 млрд руб. на их развитие и модернизацию. Но конкурс состоится только после того, как монополия вернет себе контрольный пакет ОАО "РЖД — Развитие вокзалов", которое сейчас управляет вокзальными комплексами.
Как стало известно "Ъ", сегодня ОАО РЖД объявит о начале публичного конкурса на передачу в аренду на 25 лет инфраструктуры 353 вокзалов, находящихся в управлении дирекции железнодорожных вокзалов. Об этом "Ъ" сообщили сразу несколько источников, знакомых с ситуацией. По их словам, новый инвестор передаст ОАО РЖД контрольный пакет компании, выигравшей конкурс, и займется привлечением около 600 млрд руб. на развитие, модернизацию и реконструкцию вокзальных объектов — в том числе технологических помещений и торговых площадей. В ОАО РЖД вчера отказались от комментариев.
Сейчас инфраструктурой вокзальных комплексов управляет ОАО "РЖД — Развитие вокзалов" (РЖД—РВ), 75% акций которого принадлежит "Системе-сервис" Сергея Пака, а 25% акций — дочерней компании ОАО РЖД "Баминвест". Но, как заявил вчера глава монополии Владимир Якунин, ОАО РЖД решило приобрести 51% акций РЖД—РВ: принятое решение учитывает "важность работы по реконструкции вокзалов", что позволит "активнее и сознательнее управлять процессом развития вокзальных комплексов". Сделка должна получить одобрение совета директоров ОАО РЖД. Господин Якунин подчеркнул, что сделка согласована с частными инвесторами и не направлена на их "оттеснение". По его словам, "они заинтересованы в том, чтобы со стороны РЖД была долгосрочная, понятная политика".
По словам одного из собеседников "Ъ", конкурс на передачу в аренду вокзального имущества завершится уже после закрытия сделки по передаче ОАО РЖД контрольного пакета РЖД—РВ. Тем самым фактически монополия вернет себе эту компанию: в 2009 году она была учреждена "Баминвестом"; в 2011 году владельцем 75% акций стал НПФ "Благосостояние" (управляет пенсионными деньгами ОАО РЖД); затем этот пакет выкупила "Система-сервис". По словам одного из собеседников "Ъ", это было "промежуточное решение для реструктуризации бизнеса, привлечения инвестиций в проект и начала процедуры передачи контрольного пакета компании ОАО РЖД". Нынешняя передача акций должна состояться "без монетизации", говорит он, оформление сделки продумывается. Что получит за "Система-сервис", неизвестно. В РЖД—РВ от комментариев отказались.
Начальник дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) Сергей Абрамов пояснил "Ъ", что после передачи монополией акций РЖД—РВ компания смогла заняться развитием инфраструктуры вокзальных комплексов и транспортно-пересадочных узлов без обременения для ОАО РЖД. "Только в 2013 году РЖД—РВ удалось привлечь проектное финансирование на сумму более 7 млрд инвестиций",— пояснил он. Он добавил, что в ближайшие десять лет ДЖВ предстоит реализовать масштабные проекты с привлечением до 600 млрд руб. Господин Абрамов не исключил, что к проекту привлекут иностранцев: "Ведутся переговоры с южнокорейскими инвесторами, подписан меморандум с канадской Trinity Development Group о готовности инвестировать в инфраструктурные проекты 50 млрд руб.".
Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий считает, что на вокзалы в крупных городах есть серьезный спрос со стороны инвесторов. Уникальность вокзалов в крупных городах в том, что через ограниченное пространство проходит огромный поток потенциальных потребителей дополнительных услуг, что гарантирует прибыль, пояснил эксперт. Но привлекательность конкурса зависит от условий, добавил он: если стоимость аренды будет слишком высока, а финансовые условия обременительны, круг инвесторов сократится.