Среди товаров повседневного спроса детское питание (пюре, молочные смеси, соки) является одной из самых быстрорастущих категорий. Баночки и коробочки занимают до 2% рынка FMCG. Но, как отмечают эксперты, в последнее время темпы роста продаж питания для малышей замедлились. Российские родители, в отличие от жителей западных стран, стали раньше переводить малышей на общий стол.

Сегодня ситуация с детским питанием (для малышей до года) в России такова, что производители конкурируют не между собой, а работают над тем, как заставить родителей кормить детей специальными продуктами как можно дольше. Дело в том, что большая часть молочных смесей и пюре, которые мы видим на прилавках магазинов, сконцентрирована в руках четырех крупнейших компаний: Данон, Нестле, ПепсиКо и Прогресс. По данным исследовательской компании Nielsen, они производят 70% товаров сферы детского питания.

Особенно сложная ситуация сложилась с заменителями материнского молока. Отечественных производителей здесь практически нет. "В этом сегменте, чтобы пересчитать отечественных производителей, даже с учетом коллег по Таможенному союзу, к сожалению, с запасом хватит пальцев одной руки, — рассказывает Дмитрий Миклин, директор по регуляторным вопросам компании Nutricia Россия и Казахстан. — Такая ситуация вызвана стечением ряда обстоятельств — включая и то, что отечественного сырья для этих продуктов мало, а пошлины на импортное сырье выше пошлин на готовую продукцию". Конечно же, иностранные производители обладают огромным багажом знаний и опыта в области производства молочных смесей, они делают качественный продукт и способны поддерживать высокий уровень безопасности смесей. Однако тот факт, что отечественный производитель в таком важнейшем сегменте, как питание для младенцев до года, в меньшинстве, не может не беспокоить. Здесь стоит вопрос о продовольственной безопасности страны.

"Главные точки роста детского питания в России — заменители грудного молока, молочная продукция и вода. Сегмент заменителей грудного молока является не только самым крупным в денежном выражении, но и показывает один из самых высоких темпов роста — 9,4% в натуральном выражении и 11,7% в денежном. Самый растущий сегмент — детская вода, за последний год он вырос на 11,3% в натуральном выражении и на 18,2% в денежном. Сегмент соков и напитков, являясь самым крупным в натуральном выражении, показывает самые медленные темпы роста — 1,7% в натуральном и 6,3% в денежном выражении", — рассказывает Юлия Маруева, руководитель продуктовой группы отдела по работе с клиентами Nielsen.

Эта ситуация отражает, с одной стороны, растущую тенденцию склонности родителей к удобству и экономии личного времени, а также растущую значимость питания и ухода за детьми во всем FMCG. Родители все чаще предпочитают приобретать питание для детей, следуя рекомендациям педиатров. Средний возраст рожениц повышается, что также оказывает влияние на здоровье детей: так, например, детское питание рекомендуется детям-аллергикам, а заменители грудного молока помогают решить проблемы лактации у старородящих. С другой стороны, темп роста рынка детского питания в 2013 году снизился по сравнению с 2012 годом: с 17,1% до 6,6% в натуральном выражении и с 21% до 11,1% — в денежном. Дмитрий Миклин считает, что виной тому в том числе и "ранний перевод малышей на общесемейную диету, не всегда оправданный с точки зрения диетологии, а подчас и пищевой безопасности".

Вообще система проверки безопасности продуктов детского питания в России работает эффективно, считают эксперты. Выйти на рынок новому производителю достаточно сложно, но это как раз должно радовать родителей, так как является хорошим барьером для некачественной продукции.

"Чтобы продукт иностранного производства получил разрешение для продажи на российском рынке, он должен пройти ряд процедур и тестов, по результатам которых новый продукт получает свидетельство о госрегистрации на территории РФ и стран Таможенного союза и сертификат соответствия, которые подтверждают, что продукт соответствует регламентирующим документам РФ и ТС, — рассказывает Татьяна Кочетова, руководитель отдела развития и продвижения компании Kabrita. — В целом процедуру нельзя назвать очень простой, но это и понятно, речь идет о продуктах для детей раннего возраста".

По словам эксперта, идеология процедуры заключается в том, что продукт должен соответствовать по составу, питательной ценности и безопасности требованиям, предъявляемым к продуктам питания для детей раннего возраста соответствующими техрегламентами. Причем безопасность продукта подтверждается протоколами испытаний в лицензированных лабораториях. Процедура обычно занимает от одного до шести месяцев и состоит из нескольких этапов.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments