Объем рынка водки в России по итогам 2013 г. сократился в натуральном выражении на 18% — по сравнению с 2012 г. и на 27% — по сравнению с 2009 г. Как свидетельствуют данные исследовательской компании Nielsen, падение рынка сопровождается ростом цен на водку: ее средняя цена в России за четыре года (с 2009 г. по 2013 г.) выросла на 75% с 121 до 212 руб. за литр.
В масштабах страны рынок водки падал неравномерно: в Сибирском федеральном округе отмечено самое серьезное сокращение за четыре года — на 43%, в Центральном федеральном округе рынок просел на 15%, в Северо-Западном — на 10%.
Введенные в действие за последние четыре года административные меры, регулирующие алкогольный рынок в России, сказались на структуре рынка и ассортименте продукции: если в 2010 г. 80% рынка водки приходилось на 230 брендов, то в 2013 г. те же 80% рынка делили между собой уже 140 брендов.
Низкий сегмент дешевой водки больше всего пострадал от антиалкогольных мер: продажи такой продукции только за прошлый год упали более чем на 40% в натуральном выражении. Впрочем, сегмент недорогой водки остается самым большим и составляет 90% рынка в натуральном выражении.
От сокращения рынка в большей степени пострадала традиционная розница: так, продажи в торговых точках прилавочного типа в 2013 г. упали на 40% по сравнению с 2009 г., тогда как в магазинах самообслуживания ‒ на 7%.