"Рынок коммерческой недвижимости встал, потом упал на дно, и там лежит"

Компания «Япраздник», специализирующаяся на продаже товаров для праздника, открывает в Челябинске еще два гипермаркета в двух торговых комплексах – в «Алмазе» и КС. Сейчас у компании действует одна точка – в ТК «Теорема». Сергей Спиридонов, владелец сети «Япраздник», рассказал DK.RU об особенностях открытия гипермаркетов в Челябинске и планах по развитию компании.

— Сергей, насколько сейчас удачное время для расширения бизнеса?

В 2013 г. я создавал гипермаркет «Япраздник» только с мыслью о сети, но спад покупательной способности, кризис на рынках других бизнесов группы компаний заставил отложить планы по расширению. Но теперь могу точно сказать, что это пошло на пользу. Если бы тогда мы начали активно развивать сеть, то могли бы наломать дров и не учесть многие особенности, которые узнали за 4 года работы.

Сейчас, уже хорошо понимая рынок товаров для праздника в России, можем грамотно планировать развитие. В июне мы подписали сразу два договора на аренду – в ТРК «Алмаз» и ТРК КС. Арендодатели очень лояльно отнеслись к нашим нестандартным просьбам и помогли упростить и ускорить процедуру подготовки к открытию.

— Почему выбрали именно эти комплексы?

Локации выбраны в первую очередь исходя из географического принципа. Наша задача — сделать создание и подготовку к празднику легкой, доступной и приятной. А ехать через пол города, тратя время в пробках, тратя бензин, нервы – это никак не назвать приятным время препровождением. Значит, нужно открыть магазины ближе к потребителям. Оба комплекса пошли навстречу и предложили интересные индивидуальные решения по арендной ставке.

— С точки зрения коммерческой недвижимости сейчас благоприятный момент для открытия новых точек?

Будучи в первую очередь арендодателем и, имея большую капитализацию именно в этой сфере, с грустью могу сказать, что рынок коммерческой недвижимости встал, потом упал на дно, и там лежит. Зато бизнес торговых комплексов вернулся от арендодателя к арендатору. Если раньше прибыль распределялась так: 70-80% аренда и 20-30% собственнику, то сегодня соотношение поменялось и приблизилось к 50/50. У арендатора появилось больше свободных средств, которые  можно направить на маркетинг, расширение или обучение.

— Вы сказали, что арендодатели лояльно отнеслись к вашим нестандартным просьбам. О каких просьбах идет речь?

За 4 года работы мы пробовали много вариантов входных групп, вывесок, оформления магазинов, каких-то архитектурных решений. Все они так или иначе продиктованы мировыми трендами, которые очень часто не совпадают с представлениями российских архитекторов. Поэтому обычно нам приходилось практически с «пеной у рта» доказывать, что данное решение не противоречит нормам пожарной безопасности, или что это нестандартное решение не портит общий вид комплекса. В ТРК «Алмаз» и «КС» встретили наши предложения очень позитивно, и вместо уже привычной фразы «нет, у нас так не положено», ответили, что рады видеть такие интересные решения и готовы помочь в их реализации. Вообще, по области и соседним городам мы встретили в договорах так много «неадекватных» пунктов, начиная от ответственности арендатора за кровлю и заканчивая сгорающими депозитами каждые 11 месяцев… Поэтому мы ожидали от таких крупных игроков договора еще страшнее. Но на практике это оказались прекрасные договора с нормальными, адекватными и честными решениями.

— Кроме точки в «Теореме» у вас работал гипермаркет в ТК «Маяк». Почему точки там больше не будет?

Это, скорее, вынужденная мера, чем решение с точки зрения экономики. Комплекс ждет большое изменение формата, инвестиции уже сделаны, и «Япразднику» там не будет места среди профильных операторов. Конечно, жалко, что клиентам, кто живет ближе к ТК «Маяк» придется ездить лишние 2 км до ТРК «Алмаз», но благодаря большему спросу мы сможем снизить цены и расширить ассортимент.

— С розничными точками понятно – вы стараетесь быть ближе к потребителю. А онлайн-торговле планируете уделять внимание?

К интернет-магазинам у меня всегда было особое отношение. Я давно перестал покупать и технику в магазинах. Но считаю что, всегда остается но. Вы готовы купить, не видя в живую то, от чего зависит самый яркий день жизни в году? Я – нет… Наш сайт хоть и сделан так, чтобы вы могли заказать, оплатить и получить курьером заказ, но он не пользуется спросом как интернет-магазин. Скорее, как интернет-каталог. Праздник – не тот повод, чтобы лениво лежа вечером заказать пару шариков, вот эту дудку и веселые шапочки… Праздник – особенный повод, и подготовка к нему и есть часть торжества. Нельзя подготовку полностью перевести в онлайн, это хлопоты, это кутерьма, которая всем нравится. Я бы сравнил процесс с выбором елки на новый год – целый ритуал.

 — Как планируете в дальнейшем развивать компанию?

В мае этого года я познакомился с одной крупной компанией, которая занимается созданием и развитие франшиз. Компания большая, работает только с крупными сетями, которые решили добавить в свой портфель бизнесов еще и возможность продавать франшизу. Встреча тогда прошла в Москве и, описывая «Япраздник», я показал фото магазинов, рассказал про команду и нами заинтересовалась директор. Ей понравился стиль бизнеса: мы решили поставить клиента на первое место и не бежать за сверхокупаемостью. Тогда нам и сделали предложение создать честную полноценную франшизу. Это когда принцип заработка с неё заключается не в первичном взносе или «выжимании всех соков» из партнера, а когда спокойно создаем сеть и растем все вместе.

К слову, эта компания ставила франшизу многим международным корпорациям быстрого питания, нескольким самым ярким сетям ресторанов Москвы и ритейл-проектам, которые теперь можно встретить чуть ли не в каждом ТК страны.

— Расскажите поподробнее о франшизе?

Про экономику франшизы могу сказать коротко — 40% ROI (Прим.Ред. — коэффициент рентабельности инвестиций — финансовый показатель, характеризующий доходность вложений).В основе франшизы лежит опыт работы всей команды. А это девять департаментов – от юристов до архитекторов и логистов. Был проделан титанический труд: мы постарались уместить все знания на 180 страницах – именно столько место заняло описание всех процессов работы компании, чтобы передать и обучить наших партнеров, что и как надо делать.

Это полноценный учебник, в котором описывается все. 63 страницы занимает описание бизнес-процессов: от того как зарегистрировать ИП и выбрать площадку до того, какой степлер нужно купить, какой скотч лучше приклеивает ленточку к шарику и как правильно исчислять налог для уменьшения нагрузки на бизнес.

Затем около 20 страниц занимает разработанная система мотивации и оценки персонала. Нам пришлось создавать ее с нуля, так как нет такой системы в мире, которая учитывала бы все нюансы работы в этой индустрии.  Еще 47 страниц — регламент и подсказки по маркетингу, рекламной продукции, акциям и пр. И примерно 35-45 страниц – это буклетик по мерчендайзингу.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar