Корпоративный шантаж может разрушить небольшую компанию. Мелкие акционеры, бывшие руководители и просто обиженные клиенты имеют полное право подавать в суд, писать жалобы и инициировать проверки сколь угодно часто. В некоторых странах для защиты мажоритарных владельцев от миноритариев, закидывающих компанию исками, чтобы их акции выкупили подороже, последние платят 80% от сделки в бюджет. Это убивает мотивацию сутяжников. В России гарантированной защиты у бизнеса нет, однако "Секрет" разобрался, как спастись, если вас забрасывают исками. Разумеется, инструкция подойдёт, если вы ничего не нарушаете.

Теория

Александр Трифонов, советник генерального директора Dolgi.ru:

Ничего не выбрасывать
Любой компании нужно вести и сохранять полную отчётность, в том числе и все претензии заявителей. Опытным бизнес-разведчикам интересен даже мусор. Им на руку, что в нашей корпоративной культуре не практикуется профессиональное уничтожение документов.

Алексей Карабаев, управляющий партнёр LAS:

Брать роспись
Один из выходов из ситуации — ознакомление потребителя с ключевыми положениями о товаре или услуге под роспись. Например, в рамках сделки об оказании правовых консультационных услуг потребитель оплачивает только письменную консультацию, а составление правового документа по его вопросу оплачивается отдельно.

Игорь Соколов, старший юрист CMS:

Не игнорировать иск
Суд не может обладать всей информацией по изложенной в иске ситуации. Поэтому, если вы считаете, что иск совершенно бесперспективен и на него не стоит обращать внимание, будьте готовы, что решение примут исключительно на основании информации и документов, полученных от истца. Любая система, включая судебную, может давать сбои. Решение игнорировать кажущийся совершенно безумным иск может дорого обойтись бизнесу, ведь даже он имеет шанс на удовлетворение.

Олег Гарькавченко, юридический консультант:

Не платить вымогателю
Бывают сутяжники, которые готовы использовать любой повод — например, получение травмы в офисе компании (падение с лестницы, защемление дверью, ожог горячими напитками) — для собственной наживы. В подобных ситуациях нельзя поддаваться на искушение договориться, иначе вам снова и снова придётся "откупаться". Я рекомендую свести общение с таким человеком к минимуму. При этом все контакты со спорщиком должны быть исключительно деловыми и в рамках действующего закона. Старайтесь отвечать ему только письменно, с чётким обоснованием своей позиции, в пределах установленных сроков. Сохраняйте переписку — в дальнейшем она может послужить важным доказательством.

Павел Курлат, партнёр "Первой юридической сети":

Понять причину гринмейла
Часто причина последовательных нападок на компанию — конкретный опыт неудачного взаимодействия с ней клиента либо кого-то из его близких. В таком случае можно предложить ему материальную компенсацию и официальные извинения за недоразумение.

Дмитрий Жданухин, президент Ассоциации корпоративного коллекторства:

Выяснить происхождение сведений
После того как вы поймёте, соответствуют ли действительности сведения, собранные шантажистом для вымогательства или иска, подумайте о привлечении распространителей к ответственности по статьям, связанным с незаконным получением сведений или подлогом. При этом помните, что иногда в ходе досудебного и судебного разбирательства будет распространяться та самая нежелательная информация.

Александр Тарасов, управляющий партнёр "АВТ консалтинг":

Проверить свою службу безопасности
Собственные службы безопасности не могут уберечь бизнес от всех угроз. Наоборот, они часто получают информацию о тонкостях ведения бизнеса и иногда используют её, чтобы инициировать проверку контролирующих органов. Если в компании несколько акционеров, высока вероятность, что собственные "безопасники" займут сторону одного из них. Часто сотрудники отделов экономической безопасности становятся источником, разглашающим информацию о коммерческой тайне. Они входят в преступный сговор с заинтересованными лицами компании с целью хищения денежных средств и активов.

Дмитрий Васильченко, заместитель председателя президиума МКА "Клишин и партнёры":

Нарыть что-то на шантажиста
Встречное нападение — хорошая стратегия борьбы. Например, если против вас ведёт кампанию миноритарный акционер, добейтесь принятия мер по обеспечению иска, найдите основания и возможности для банкротства гринмейлера.

Александр Тарасов, управляющий партнёр "АВТ консалтинг":

Пригрозить судом
С 5 января 2016 года действуют новые правила, запрещающие недобросовестную конкуренцию путём дискредитации. Установлен чёткий перечень сведений, которые могут причинить убытки компании и нанести ущерб её деловой репутации (ст. 14.1 федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ "О защите конкуренции"). Деловая репутация зарабатывается в среде аналогичных профессионалов и тех, на кого направлена деятельность организации (потребители товаров). Она может быть нарушена путём распространения порочащих сведений как о самой компании, так и о лицах, входящих в органы управления организацией или о работниках организации. Этот же аргумент можно привести в суде. В таком случае собственнику бизнеса важно понять, как он докажет, что обвинения, которые составляют суть исков, — ложные.

Александр Мазалов, заведующий филиалом ВОКА адвокатской конторы "Мазалов и партнёры":

Не использовать собственных юристов
Не используйте для защиты от назойливого истца собственных юристов. Если вы выиграете, не сможете наказать наглеца, взыскав с него судебные расходы. Судебная практика не считает затраты времени штатного юриста подлежащими возмещению, а денежные средства, которые вы оплатили постороннему защитнику, будут взысканы.

Дмитрий Жданухин, президент Ассоциации корпоративного коллекторства:

Попиариться
Распространите сведения, которые собирается использовать шантажист, сами, подав соответствующим образом. Такой шаг не всегда возможен, но он обезоруживает шантажиста. Рыба, которая не боится шума, не попадёт в сети. Приёмы антикризисного PR широко распространены в деятельности политконсультантов.

Практика

Ксения Иванникова, руководительница юридической службы ФГИК "Размах":

В моей практике на прошлом месте работы был случай беспочвенного иска об упущенной выгоде. Заказчик, нарушив условия эксплуатации здания, спустя несколько лет — уже по истечении срока давности — решил предъявить иск к компании, строившей здание. Было подано несколько исков на внушительную сумму. Мы придумали встречную стратегию. Каждый раз, когда я приходила на заседание суда, я подавала новое ходатайство — например, о запросе налоговых данных на соответствие подаваемых показателей прибыли или запросы на проведение экспертиз различного типа. В итоге представители истца сами настолько устали от затянувшегося судебного процесса, что согласились пойти на выгодное мировое соглашение.

Алексей Головченко, управляющий партнёр ЭНСО:

В нашей практике есть пример, когда компании пришло письмо с планом действий по разрушению её репутации. В письме была указана сумма, которую компания должна заплатить, чтобы всего этого не случилось, и схема передачи денег адресату. Мы подали в суд на анонимного отправителя, но результатов пока нет.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments