Федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт" подало заявки на регистрацию наименования места происхождения товара "Русская водка" в Америке, Вьетнаме и Китае — об этом говорится в проекте итогового доклада о результатах деятельности Росалкогольрегулирвоания (РАР) в 2016 году. Это значит, что зарубежные производители вскоре могут лишиться возможности называть свою продукцию "Русской водкой". И если на подобное обозначение на этикетке российские потребители реагируют в меньшей степени, то иностранцам важно это знать, подчеркивают производители.
На сегодняшний день "Союзплодоимпорт" уже является обладателем прав на наименование места происхождения товара "Русская водка" в России и ряде стран за рубежом, например, в Белоруссии, Казахстане и на Украине, уточняется в проекте доклада. Производители, желающие использовать словосочетание "Русская водка", должны получить на это разрешение "Союзплодоимпорта". Само ФКП производителем не является, оно выступает правообладателем ряда товарных знаков на алкогольную, спиртосодержащую и пищевую продукцию. Например, предприятию принадлежат бренды водки "Столичная" и "Московская Особая", а также права на название "Советское шампанское" и коньяк "Московский".
Согласно ст. 1516 Гражданского кодекса "Наименование места происхождения товара" подобному обозначению предоставляется правовая защита. Наименование места происхождения применяется к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта.
Официальных комментариев в РАР и "Союзплодоимпорте" не предоставили, однако источник "Известий" в ФКП подчеркнул, что предприятие намерено обеспечить правовой защитой словосочетание "Русская водка", чтобы иметь исключительное право на это обозначение. Только в России водка может обладать такими качественными характеристиками, при которых напиток можно назвать "Русской водкой", сказал собеседник "Известий". Таким образом, в США, Китае и Вьетнаме ни один производитель больше не сможет писать на бутылках наименование "Русская водка" и его производные.
Запатентованным наименованием в перспективе могут воспользоваться и российские экспортеры. По данным Федеральной таможенной службы, с января по май 2017 года Россия экспортировала 34 млн л водки — по сравнению с аналогичным показателем прошлого года объем уменьшился на 2,3%. За этот период в стране было произведено 297 млн л водки. Таким образом, доля экспорта от производства составляет чуть больше 11%. Глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз подчеркнул, что это "очень высокий показатель".
Российская водка в основном поставляется в Германию, Великобританию и на Украину. Объемы экспорта в США занимают лишь пятую позицию в списке стран, на 15-й позиции находится экспорт во Вьетнам, и на 24-м — в Китай. Крупнейшими производителями спиртного "на вывоз" являются компании "Русский стандарт", "Топаз" и "Брянскспиртпром". За январь–май 2017 года они продали водки за рубеж на почти $54 млн.
В "Брянскспиртпроме" подчеркнули, что иностранные потребители обращают внимание на обозначение "Русская водка", а производители из Латвии и Литвы часто используют подобное словосочетание без каких-либо ограничений, несмотря на то что водка производится на территории этих стран. В компании отметили, что несколько лет не могли добиться права использовать в России подобное обозначение, "хотя российский потребитель в меньшей степени интересуется подобным словосочетанием". В "Брянскспиртпроме" подчеркнули, что еще несколько лет назад США были одними из крупнейших потребителей российской водки, но в последние годы интерес американцев к этой продукции несколько снизился.