Розничный рынок растет (в сопоставимых ценах) с апреля 2017 года – уже целый календарный год подряд после 27 месяцев непрерывного снижения (c января 2015 по март 2017). По итогам 2017 года рост составил 1,2%, а за первый квартал 2018 года рынок вырос уже на 2,2%.

Анализируя динамику РТО (Розничный товарооборот – прим. редакции) за последние два календарных года, аналитики Центра исследований потребительского рынка «RETAILER Аналитика» обратили внимание, что в 2016 и 2017 годах рынок розничной торговли не смог закрепиться на рубеже уровня 2011 года по физическому объему РТО (расчет уровня нахождения динамики ИФО РТО приводится в полной версии исследования «RETAILER EXPANSION 2017»).

В 2016 и 2017 годах ситуация повторилась: в первом квартале динамика ИФО РТО (Индекс физического объема — прим. редакции) уверенно выходит на уровень 2011 года, а со второго квартала и до конца года происходит откат на позиции 2010 года.

Если брать помесячную динамику, то тенденция становится еще более заметной: с января по апрель ИФО оборота розничного рынка соответствует уровню 2011 года, с мая — откат на прежние позиции.

Складывается впечатление, что для полноценного роста рынку розницы элементарно не хватало ресурсов. И это действительно было так.

Основной ресурс розничного рынка – реальные располагаемые денежные доходы населения (РРДД), которые с 2014 года снижались четыре года подряд. В 2016 и 2017 годах они находились на уровне 2009 года по расчетам Центра исследований потребительского рынка «RETAILER Аналитика»), то есть, объем ресурсов для роста розничного рынка находился на уровне годом ниже, чем сам рынок.

В 2018 году реальные располагаемые денежные доходы населения растут уже два месяца подряд (февраль 2018 года — на 4,4%, март — на 4,1%) и вышли на уровень 2012 года. Этот рост был обеспечен не рыночными механизмами, а значительным увеличением зарплат работникам бюджетной сферы.

Озвученные в ежегодном послании Президента РФ Федеральному собранию задачи и приоритеты экономического развития позволяют со сдержанным оптимизмом предположить, что рост реальных располагаемых денежных доходов населения продолжится. Будут новые майские Указы и новые повышения зарплат, которые должны стимулировать рост потребительского спроса, который в Послании был назван дополнительным драйвером для развития экономики.

Удержаться на уровне 2012 года реальным располагаемым денежным доходам населения вряд ли удастся (для этого нужен нужен ежемесячный рост от 6,5% и выше), но не упасть ниже уровня 2010-2011 годов — задача вполне реальная (ежемесячный рост на 2-3%), что обеспечит должную поддержку рынку розничной торговли. Расчеты Центра исследований потребительского рынка «RETAILER Аналитика» показывают, что в наступившем 2018 году у розничного рынка появляется реальный шанс закрепиться на уровне 2011 года.

Для того, чтобы оставаться на уровне 2011 года, розничному рынку в апреле-сентябре 2018 года достаточно незначительного роста на 0,3-0,7% в месяц. В апреле 2018 года даже снижение динамики ИФО оборота розничного рынка на 0,5% позволит остаться на уровне 2011 года.

В октябре-декабре 2018 года понадобится более существенный рост — на 2,6-2,8% в месяц. Но и это вполне посильная задача для рынка, учитывая запланированное государством продолжение роста реальных доходов населения и бурный рост потребительского кредитования.

Для сравнения:
В 2011 году объем кредитов, выданных физическим лицам, составлял 28% от годового оборота розничного рынка, в 2017 году — 40%, в том числе объем необеспеченных потребительских ссуд — порядка 20% (данные ЦБ РФ, расчеты Центра исследований потребительского рынка «RETAILER Аналитика»).

В 2011 году розничный рынок вырос на 7,1%, что было, во многом, обеспечено ростом на 50,1% объема выданных необеспеченных потребительских ссуд. По данным ЦБ РФ, темп прироста по этому показателю за февраль 2018 года уже составил 13,2%.

Можно с достаточной долей уверенности прогнозировать, что весь 2018 год розничный рынок будет находиться на уровне 2011 года.

Для выхода на уровень 2012 года рынку потребовался бы более значительный рост — от 5,6 до 8,3% в месяц, но и возможность закрепиться на уровне 2011 года, безусловно, является позитивным прогнозом для розничного рынка.

Илья Косарев, Ольга Емельянова, Даниил Сомов | Центр исследований потребительского рынка «RETAILER Аналитика»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar