Обеспечение доступности товаров при минимальном уровне запасов, контроль всех поставок — то, что нуждается в постоянной оптимизации, когда речь идет о розничных сетях.
Одной из ключевых проблем оптимизации остается непредсказуемость спроса на тот, или иной товар. В то же время, важно удерживать на определенном уровне товарные запасы и найти баланс между недостатком и переизбытком. Любое нарушение этого баланса приведет к финансовым потерям для бизнеса.
Что может стать решением для сетей розничной торговли?
Торговые сети получают весомые результаты и значительно увеличивают шансы на улучшение доступности товара, оборачиваемости, а также на успешную автоматизацию процессов закупок, если они инвестируют в программное обеспечение. В свою очередь, оно помогает не только улучшить оборачиваемость товара, но и повысить продажи в несколько раз.
Сеть магазинов “Северяночка”- пример того, как во время карантина можно быстро оптимизировать работу с товарными запасами.
ООО “Северяночка” — компания, которая занимается розничной торговлей в сфере “Food Retail” уже более 20 лет. Сеть магазинов состоит из 7 точек и центрального склада в России. Ассортимент компании насчитывает около 6 тыс. SKU на каждой торговой точке. Как правило это продовольственные (в том числе скоропортящиеся) и непродовольственные товары. Матрица ассортимента часто подвергается изменениям из-за особенностей пожеланий клиентов.
Основные трудности компании в управлении с запасами
Изначально проблема была связана с поставщиками, так как у менеджеров не было возможности проверить насколько точно выполняются заказы. Менеджерам приходилось оформлять заказы вручную и работать с ними персонально. Это погружало их в непрерывную операционку и смещало фокус их внимания со стратегических задач. При этом данные про товар, кратность упаковки и вес не поддерживались в актуальном состоянии, было невозможно высчитать количество излишков и упущенных продаж, что в конечном итоге приводило к финансовым потерям.
Желание “перестраховаться” вело к заказам выше реальной потребности и, соответственно, к избыточным запасам и замораживанию денежных средств. Упущенные продажи росли, оборачиваемость не сокращалась, компания несла убытки из-за ошибок, связанных с человеческим фактором. Все это усугубляло отсутствие отчетности, которая помогла бы анализировать товарные запасы.
При масштабировании сети данная стратегия приведет только к лишним затратам, так как вырастут расходы на персонал, хранение товара и увеличится время на их обработку, и на исправления вероятных ошибок, связанных с работой менеджеров.
В итоге компания принялась исправлять ситуацию путем оптимизации управления товарными запасами, и остановила свой выбор на ABM Inventory.
Причины выбора системы АВМ Inventory
Во-первых, благодаря модели SaaS (software as a service — программное обеспечение как услуга) удалось избежать лишних расходов на постоянные обновления и поддержку работы системы. Клиент всегда получает обновленную версию.
Во-вторых, чтобы внедрить систему необходимо правильно выстроить бизнес — процессы внутри сети так, чтобы система давала максимальный результат. Поэтому, на всех этапах проекта проводилось обучение и консультации как по работе с системой, так и методологии управления запасами.
Система отображает все необходимые показатели по всей компании, каждому складу, магазину и поставщику. Незаменимым помощником стал дашборд — аналитический блок, который позволяет оперативно отслеживать ключевые показатели управления запасами, а именно:
- оборачиваемость
- процент упущенных продаж
- процент излишков
- количество топ-товаров
- количество товаров в акции
- количество новых товаров.
Теперь у менеджера всегда есть понимание о состоянии товаров, которые за ним закреплены. И что еще немаловажно, ему приходят уведомления о ежедневных задачах, которые ему необходимо проверить или выполнить до конца рабочего дня. Список задач формируется конкретно под каждого менеджера и подсказывает на чем ему следует сфокусировать внимание. Также, менеджеры могут перейти в отчет “сомнительные остатки”, который позволяет определять позиции, которые долго находятся на торговой точке. Данный отчет помогает быстро выявить товары, в разрезе склада, поставщика или каждого менеджера, по которым долгое время не было продаж и остаток не менялся. В отчете учитываются системные алгоритмы, что позволяет выявить “проблемные” товары в каждой категории.
Результат:
Сейчас под управлением ABM Inventory находится около 65% ассортимента сети.
В ABM Inventory присутствует отчет like for like, с помощью которого за нужный период времени можно сравнить ключевые показатели управления запасами в разрезе сети, магазина, поставщика и товарной группы. С помощь отчета выведены и зафиксированы полученные эффекты после внедрения.
Если сопоставить данные компании на конец 2020 года с этими же показателями в 2016(старт проекта) — сети удалось достичь таких эффектов:
- продажи выросли на 60%;
- при росте продаж, средние запасы увеличились на 52%;
- оборачиваемость снизилась на 8 дней.
По сравнению с 2019 годом, в 2020, несмотря на пандемию, компании удалось улучшить свои показатели:
- продажи выросли на 12%;
- упущенные продажи снизились на 34%;
- оборачиваемость сократилась на 2 дня;
- при этом, средние запасы увеличились всего на 4%.
Всего лишь через год после внедрения компания смогла оптимизировать работу с товарными запасами и сохранить свою позицию на рынке. И несмотря на сложный 2020 год, торговая сеть смогла улучшить свои показатели по продажам, когда остальные подсчитывали убытки из-за пандемии.
ООО “Северяночка” с помощью ABM Inventory продолжает улучшать свои показатели, так как ситуация с запасами находиться под контролем.
Зачастую владельцы больших компаний уделяют основное время управлению операционными процессами, и просто не замечают тот момент, когда нужно что-то поменять. Но не стоит забывать о самом главном, а именно — сделать свой бизнес устойчивым и дать ему конкурентное преимущество.
Хотите определить свои сильные и слабые стороны? Этот чек-лист поможет вам понять, куда направить фокус вашего внимания.
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.