Эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ полагают, что розничная торговля в РФ набрала относительную силу, оторвавшись от "дна".

Во 2-м квартале 2016 года, впервые с 2015 года, результаты конъюнктурного опроса руководителей около четырех тысяч организаций розничной торговли из 78 регионов России позволили зафиксировать некоторое усиление предпринимательской активности в торговой сфере. Ослабление напряжения выразилось в нивелировании высокой концентрации негативных предпринимательских оценок относительно текущих и будущих тенденций, характеризующих состояние делового климата в торговле, свидетельствуют результаты обследования, проведенного Центром конъюнктурных исследований ИСИЭЗ.

Сводный индикатор обследования — сезонно скорректированный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), преодолел диапазон критически низких значений, увеличившись относительно 1-го квартала 2016 года на 2 п.п. и составил 2%.

Вместе с тем, результаты обследования сохранили яркие акценты, свидетельствующие, что поиск равновесия и адаптация к новым реалиям у предпринимателей по-прежнему протекали в рамках слабого покупательского спроса не только на непродовольственные, но и продовольственные товары. Детальный анализ делового климата различных сегментов розничной торговли свидетельствует о тотальной экономии домохозяйств и низкой востребованности на товары практически всех категорий, особенно относящихся к необязательному потреблению.

Так, на фоне продолжающегося сокращения потребительской активности населения, по итогам 1-го полугодия 2016 г. не произошло позитивных изменений с ИПУ в продовольственном ритейле. Индекс сохранил значение предшествующего квартала, составив 2%.

В то же время, оставалась сложной ситуация и в непродовольственном сегменте. Несмотря на незначительную компенсацию относительно 1-го квартала в 1 п.п., ИПУ зафиксировался в области самых низких значений с 2009 г., составив 0%.

В шести федеральных округах Российской Федерации значения ИПУ характеризовались относительным восстановлением. Наихудшее состояние делового климата зафиксировано в организациях розничной торговли Уральского федерального округа — минус 7%.

Таким образом, отмечает Центр конъюнктурных исследований, полугодовые итоги функционирования розничного сегмента, безусловно, неоднозначны, однако не лишены оптимистичных результатов. Преломление большинства негативных трендовых траекторий деятельности организаций, свидетельствует о том, что сделав небольшое колебательное восходящее движение в начале года, по итогам 1-го полугодия 2016 г. розница набрала относительную силу и, скорее всего, действительно оторвалась от "дна". Значение главного результирующего индикатора состояния делового климата – ИПУ, достигнув 2%, успешно миновало критическую околонулевую зону, что позволяет говорить о некоторой адаптации предпринимателей к экономико-политической неопределенности и главное – социальным факторам, влияющим на динамику развития торгового процесса.

Эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ предполагают,, что 2-е полугодие ознаменуется умеренно-позитивным стартом, а по итогам 3-го квартала доминирующей отраслевой характеристикой станет сдержанное коррекционное улучшение делового климата.

0 0 vote
Article Rating
История-945х235
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments