Крупнейшие компании ЮФО завершили 2012 год с приростом выручки на 16,6% — это вдвое меньше, чем год назад, но всё же в полтора раза выше, чем темпы развития участников федерального рейтинга "Эксперт-400". Динамика рейтинга обеспечена в подавляющей степени его лидерами — это главный диагноз.

Источников роста у крупнейших компаний ЮФО два. Первый — это розничная сеть "Магнит", которая при монструозных размерах имела в 2012 году динамику свыше 30%. Второй источник — предприятия из сферы добычи, переработки и продажи углеводородов (в основном это "дочки" крупных федеральных нефтегазовых холдингов). Можно было бы также отметить машиностроение, которое растёт за счёт выполнения гособоронзаказа, но его вес в рейтинге пока невелик. Красноречивы следующие цифры: доля прироста первых десяти компаний рейтинга в общем приросте за 2012 год составила 55%, первых 25 — 64,1%. По нашему мнению, тенденция роста экономики за счёт самых сильных пока лишь укрепляется.

Лидер и остальные

"Магнит" возглавляет рейтинг уже третий год подряд, его выручка по итогам 2012 года превысила 448 млрд рублей — это уже 15,4% в общей выручке 250 крупнейших компаний ЮФО. Доля в общем приросте увеличилась с 18,1% до 27,3%. То есть почти треть прироста крупного бизнеса ЮФО формирует одна компания.

В годовом отчёте компании сказано, что в перспективе двух-трёх лет приоритет — сохранение высоких темпов роста. Итоги девяти месяцев этого года показывают реализуемость такого сценария. В конце октября ОАО "Магнит" представило неаудированные результаты деятельности за этот период по МСФО — было открыто 762 магазина, выручка выросла на 30,58%, чистая прибыль — на 41,9%.

Многие из остальных, мягко говоря, далеко не настолько динамичны. "Эксперт РА" прогнозирует, что по итогам 2013 года динамика ведущих компаний страны снизится минимум вдвое — то есть составит около 5%. Так как крупный бизнес на Юге сильнее реагирует как на подъёмы, так и на спады, можно предположить, что по результатам года темпы роста всех остальных 249 компаний будущего рейтинга упадут сильнее. Но и тогда "Магнит", выполняя заявленные планы, обеспечит рост участников рейтинга процентов на 8–9. Если динамика по итогам нынешнего года окажется примерно на таком уровне, это будет означать, что крупный бизнес Юга в глубоком кризисе.

Грани замедления

Не только доходы, но и количество предприятий крупного бизнеса на Юге стало расти медленнее. В 2012 году в ЮФО насчитывалось 720 зарегистрированных предприятий с выручкой свыше 1 млрд рублей — это на 11% больше, чем годом ранее. Такая динамика значительно ниже скачка 2011 года, когда состав крупного бизнеса увеличился на четверть.

В рейтинге этого года 54 компании показали снижение доходов — год назад таковых было 24. Впрочем, на деле число просевших компаний больше — просто у ряда участников прошлогоднего рейтинга доходы снизились так сильно, что в нынешний они не прошли по выручке. Среди таких компаний, например, ЗАО "Фроловский электросталеплавильный завод", ООО "Ростовский прессово-раскройный завод", ООО "Цементная транспортная компания" и др.

Поубавилось и количество предприятий, показывающих высокую динамику. Если по итогам 2011 года насчитывалось 113 компаний, увеличивших за год оборот на 30% и более, то по итогам 2012 года таковых 83. Если к этому прибавить полученное нами по результатам последнего исследования крупнейших проектов ЮФО снижение совокупной стоимости реальных инвестпроектов округа на 13%, то уже можно говорить о признаках стагнации.

На этом фоне растёт концентрация бизнеса, причём уже не первый год. Если в 2010 году на долю первых 25 участников рейтинга пришлось около 50% совокупных доходов, то по итогам 2012 года — уже 53,3%. Увеличение концентрации просматривается и в региональной структуре рейтинга — в ней выросла доля Кубани, на которую приходится практически половина совокупного объёма реализации всех компаний рейтинга — 49,1%. Это единственный регион, в котором увеличилось количество представляющих его компаний — до 122 из 250 (см. таблицы 1, 2).

Впрочем, если рассматривать весовые категории, то мы видим, что растёт количество компаний с выручкой от 5 до 100 млрд рублей — за последние два года их стало больше почти в полтора раза (см. таблицу 3). Это говорит ещё и о том, что основной костяк компаний, которые вообще способны расти на посткризисном этапе, сформировался в 2010 году. С тех пор сам состав претендентов пополняется всё медленнее, а дела тех, на кого была надежда ещё два года назад, идут явно хуже.

Нефтяной локомотив

Существенные изменения в рейтинге начинаются с четвёртого места. На него поднялся ТД "Альфа-Трейд", развивающий сеть АЗС "Газпром". Ещё по итогам 2010 года предприятие находилось на 97 месте, но только за 2012 год компания увеличила выручку на 67%. С нефтегазовой промышленностью и торговлей её продукцией связаны шесть компаний из первой десятки крупнейших компаний округа. Но главное — если два-три года назад они росли явно медленнее средних темпов роста по рейтингу, то теперь опережают их, порой значительно.

Самый яркий пример из первой десятки — ООО "НефтеГазИндустрия", которое выросло в 2012 году на 70% и перешагнуло в рейтинге с 19 на 9 место. Основным активом компании является Афипский нефтеперерабатывающий завод. Сейчас "НефтеГазИндустрия" модернизирует нефтеперерабатывающие мощности и, наряду со своей традиционной продукцией (экспортный бензин, дизельное топливо, мазут), в 2015 году планирует начать реализацию дизтоплива класса "Евро-5" и вакуумного газойля — словом, резерв для роста ещё есть.

То же самое можно сказать о Новошахтинском заводе нефтепродуктов (НЗНП), который пока работает не на полную мощность, поэтому и потерял две позиции в рейтинге, спустившись на седьмое место. Сейчас предприятие ведёт строительство установки производства битумов производительностью 700 тысяч тонн в год. На третьем этапе планируется создание установок, позволяющих довести качество продукции до норм "Евро-4" и "Евро-5", срок реализации проекта — 2013–2016 годы.

Вес нефтегазового сектора, показавшего высокую динамику год назад благодаря благоприятной ситуации на мировом рынке углеводородов и росту цен на российские нефть и газ, по итогам 2012 года практически не изменился. Тем не менее, есть основания предположить, что в будущем этот сектор экономики Юга продолжит расти. По нашим подсчётам, сейчас в ЮФО на различных стадиях реализации находятся порядка 20 проектов в этой отрасли на 1,2 трлн рублей. Основной из них — программа комплексного освоения месторождений северного Каспия, реализуемая ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть", стоимостью свыше 730 млрд рублей. Особенность большинства проектов в этой отрасли — длительный период реализации, но те, которые должны быть завершены в ближайшие два-три года, уже скоро поддержат динамику отрасли в рейтинге.

Растущие отрасли — машиностроение и пищёвка

Изменения в отраслевой структуре рейтинга усиливаются благодаря тем тенденциям, которые обозначились ранее. Например, обороты торгового бизнеса вновь превысили выручку промышленности — на опт и розницу пришлось 42% совокупного объёма выручки против 39,4%, генерируемых промышленностью. При этом количество промпредприятий сократилось на пять, а торговых — на столько же увеличилось. Торговый бизнес продолжает выигрывать во многом благодаря "Магниту", доля опта за последние три года практически не меняется (см. таблицу 4).

В 2012 году увеличились как вес, так и численный состав машиностроителей. Однако динамика здесь во многом объясняется выполнением гособоронзаказа. В частности, ОАО "Росвертол" за год увеличило доходы наполовину, а госпрограммой на 2011–2020 годы предусмотрена закупка у предприятия 200 вертолётов Ми-28Н. В ближайшие годы доля госзаказа будет расти и у ОАО "ТАНТК им. Г. М. Бериева", производящего гидросамолёты.

Как и в рейтинге крупнейших компаний страны, в крупном бизнесе ЮФО динамику выше средней продемонстрировали отрасли, ориентированные на конечного потребителя — пищевая, лёгкая промышленность, розничная торговля. Так, второй год подряд продолжает расти доля пищевой промышленности (в 2012 году — 5,64%, в 2011 году — 4,41%). Рейтинг на этот раз пополнился Азовской кондитерской фабрикой и ОАО "Урюпинский МЭЗ".

Отдельно отметим лёгкую промышленность, развивающуюся без такой госпомощи, как в машиностроении, и представленную не только в рейтинге "Эксперт Юг-250", но и в "Эксперт-400" единственной компанией — "Глория Джинс". За год компания выросла на 47%, тогда как производство одежды в стране в целом сократилось. В планах компании на ближайшие пять лет — увеличить обороты до уровня более 2,5 млрд долларов, открыть флагманские магазины площадью более 1500 кв.м во всех городах России с населением более миллиона человек, построить логистические комплексы в Новошахтинске, Новосибирске и расширить присутствие на международных рынках.

Падающие отрасли

За год в рейтинге снизилась доля металлургии и энергетики, промышленности стройматериалов и самого строительства.

При этом видно, что металлурги находятся на стадии инвестиций в дальнейший рост. Так, Волжский трубный завод, в 2012 году сокративший выручку почти на 10%, начал реализацию комплексной программы развития трубопрокатного цеха, которая направлена на снижение простоев оборудования и повышение качества продукции. В 2013–2015 годах инвестиции планируется направлять на дальнейшее техперевооружение производства, развитие энергохозяйства и инфраструктуры завода, а также на замену изношенного оборудования цехов.

В ближайшие годы поддержать металлургию смогут и несколько крупных инвестпроектов, заявленных на Юге. Например, в Ростовской области компания "Дон-Металл" на производственной площадке в Каменске-Шахтинском планирует построить арматурный завод мощностью 160 тысяч тонн в год, стоимость проекта оценивается на уровне 2,1 млрд рублей. Другой пример — строительство электрометаллургического завода ЗАО "Донэлектросталь" мощностью свыше 400 тонн продукции в год, который потребует 4,8 млрд рублей. Поддержит отрасль и Кубань, где, в частности, начато строительство первой очереди Армавирского электрометаллургического завода стоимостью 9,7 млрд рублей.

Промышленность стройматериалов тоже сократила свою долю. Олимпийский фактор себя исчерпал, и многие строители, выросшие благодаря ему, сегодня ищут новые объёмы работ. По итогам 2012 года в десятке самых динамичных половина — торговцы, год назад половина принадлежала строительной индустрии. Строительство — это та отрасль экономики, которая не только остро подвержена кризисным явлениям, но на которой кризис отражается в первую очередь. Похоже, строители и производители стройматериалов Юга уже ощущают снижение спроса.

Рентабельность не для всех

Совокупная чистая прибыль прибыльных компаний рейтинга составила 171,2 млрд рублей — это на 50 млрд больше, чем результат 2011 года. Но самых высоких результатов добились опять-таки лидеры. Первые десять компаний генерируют 69 млрд рублей дохода — 40% чистой прибыли. Наивысший показатель уже два года у ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоград­нефте­пере­работка" — 32,5 млрд рублей. За ним следует сеть "Магнит", тройку лидеров замыкает ОАО "Черноморские магистральные нефтепроводы" (см. таблицу  6). Отметим, что пять самых прибыльных предприятия по итогам 2012 года были в десятке самых прибыльных и по итогам 2011 года.

При этом достичь рентабельности свыше 10% удалось в минувшем году 34 участникам рейтинга; это количество принципиально не меняется последние три года. В тройку лидеров по этому показателю входят ОАО "Черноморские магистральные нефтепроводы" (42,9%), ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р" (38,3%) и ОАО "Верхнебаканский цементный завод" (37,26%) (см. таблицу 7). В десятке также три компании из сферы промышленности стройматериалов.

Из года в год мы видим, что самыми прибыльными и рентабельными предприятиями зачастую становятся одни и те же представители крупного бизнеса. С одной стороны, это говорит о сформированных точках прибыли в экономике, с другой — о том, что в остальных отраслях бизнес пока не сильно озабочен вопросами повышения эффективности. Впрочем, здесь налицо дискуссионный вопрос о природе низкой рентабельности — её причины можно искать и в макроэкономической ситуации, и в экономике предприятий, и в нежелании её показывать.

Методика составления рейтинга

Для отбора крупнейших компаний Южного федерального округа была применена традиционная методология. В качестве главного критерия составления рейтинга "Эксперт ЮГ-250" принят показатель, характеризующий объём реализации продукции (работ, услуг) в 2012 году. В случаях, когда этот показатель в силу специфики деятельности компаний применён быть не может (например, для банков), используются данные финансовой отчётности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу. Для более полной картины в списках приведены и другие характеристики — объём реализации продукции за 2011 год, чистая прибыль, отраслевая и региональная принадлежность и др.

Участие в рейтинге "Эксперт ЮГ-250" не имеет ограничений отраслевого характера. В результате в рейтинг вошли компании, представляющие практически все основные сферы южной экономики. Место компаний в рейтинге определялось путём их ранжирования по объёму реализации продукции (работ, услуг) в 2012 году. В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под этим термином понимается соответствующее природе оказываемых услуг или производимых товаров определение. Для банков — сумма процентных и комиссионных доходов (до вычета расходов).

В тех случаях, когда в списке оказывались холдинги, их дочерние компании в рейтинг не включались, чтобы избежать двойного счёта. В тех же целях в рейтинг не вошли энергосбытовые компании, добавленная стоимость в объёме доходов которых незначительна. Предприятия оптовой торговли исключаются из рейтинга, если степень аффилированности с промышленными компаниями списка позволяет судить о возможности двойного счёта, а промышленная компания не консолидирует данные этой торговой компании.

В случае, когда структура компании претерпела существенные изменения, кардинально повлиявшие на объёмы выручки, полученной за год, предшествующий году составления рейтинга, или изменился стандарт отчётности предоставляемых данных, информация о месте компании в рейтинге за год и/или данные о темпе прироста объёма выручки от продаж и прибыли не публикуются.

Сбор информации для подготовки рейтинга традиционно осуществлялся в три этапа. Первый — подготовительный. На основе рейтингов прошлых лет, статистической отчётности и сообщений СМИ был составлен список потенциальных участников. На втором этапе был проведён опрос компаний-кандидатов путём анкетирования. На третьем этапе недостающая информация была восполнена за счёт данных Росстата, министерств и ведомств, корпоративных сайтов в интернете, годовых и ежеквартальных отчётов публичных компаний.

Для подготовки рейтинга использовались информация Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, представленная в Системе профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) агентства "Интерфакс", официальная информация об итогах работы публичных компаний, публикуемая в годовых отчётах, анкетные данные компаний.

В число участников могли быть включены компании, зарегистрированные в ЮФО и осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность в течение более шести месяцев года, предшествующего году составления рейтинга. В рейтинг не вошли организации, доходы которых позволяют назвать их крупнейшими, однако их деятельность не вполне прозрачна.                                

Таблица 1: Региональная структура рейтинга 250 крупнейших компаний ЮФО
Таблица 2: Динамика пороговых значений участников рейтинга крупнейших компаний ЮФО
Таблица 3: Динамика количества участников рейтинга по диапазонам выручки
Таблица 4: Отраслевая структура рейтинга 250 крупнейших компаний ЮФО (по объёму реализации)
Таблица 5: Десятка самых динамичных участников рейтинга крупнейших компаний ЮФО
Таблица 6: Десятка самых прибыльных участников рейтинга крупнейших компаний ЮФО
Таблица 7: Десятка самых рентабельных участников рейтинга крупнейших компаний ЮФО
Таблица 8: Рейтинг крупнейших компаний ЮФО по объёму реализации продукции в 2012 году

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments