Аналитики международного рейтингового агентства Fitch Ratings прогнозируют дальнейшую консолидацию на рынке российского продовольственного ритейла, которая пока будет проходить без участия иностранных игроков. При этом эксперты видят тренд на снижение рентабельности крупнейших сетей в ближайшие годы.
"Фундаментальные перспективы роста для сектора остаются очень сильными, это позволяет ожидать дальнейшей консолидации рынка <…> И я не удивлюсь, если мы увидим в 2025 году, что топ-10 игроков занимают уже до 50% рынка", — сказала младший директор отдела рейтингов компаний потребительского сектора региона EMEA Fitch Ratings Татьяна Бобровская на деловом завтраке во вторник в Москве.
По итогам 2015 года на долю десяти крупнейших ритейлеров пришлось 24% рынка.
Консолидация российского рынка продуктового ритейла в ближайшие годы будет проходить без участия иностранных игроков, считает Т.Бобровская. "Мы не ждем никакого риска со стороны входа на рынок западных торговых сетей <…> В целом инвестиционный климат и обстановка геополитическая не располагает к таким инвестициям. С другой стороны, есть экономические факторы, которые совершенно не располагают к тому, чтобы крупные сети начали органический рост или даже рассматривали покупку локальных сетей в ближайшие лет пять точно, поскольку те игроки, которые есть на рынке, настолько уникальны по своему составу, по своим характеристикам, что это будет очень сложно переварить крупному ритейлеру в короткий срок и в текущей ситуации", — сказал она.
Как считает Т.Бобровская, если и ожидать сделок M&A, то они будут проходить между компаниями, которые уже работают на российском рынке.
В секторе продовольственного ритейла сложилась шестерка лидеров: это "Магнит", Х5 Retail Group, "Ашан", "Дикси", "Лента" и Metro. "Эта шестерка сложилась. Дальше внутри этой шестерки будут, наверное, какие-то перемещения", — сказал директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Догнать лидеров за счет органического роста будет сложно: строить сеть гипермаркетов дорого, а магазинов небольшого формата — долго. "Если и будет какая-то попытка изменить структуру рынка, она будет через комбинацию покупки и дальнейшей трансформации. Этот вопрос, наверное, опять появится в восприятии советов директоров крупных западных компаний, когда политическая ситуация нормализуется, я не исключаю, что кто-то из этой шестерки будет куплен за огромные деньги и уже потом на этой базе кто-то из международных компаний будет пытаться рынок поменять", — считает он.
Предпосылкой для консолидации в секторе остается экономическая ситуация, которая, с одной стороны, оказывает давление на рентабельность и рост сопоставимых продаж ритейлеров, а с другой стороны — ставит небольшие сети и традиционный ритейл в еще более слабое положение, считает Т.Бобровская. "Они не могут конкурировать по цене с крупнейшими ритейлерами, помимо этого, у них ограниченный доступ к финансированию, более высокие процентные ставки, поэтому, думаю, что уход с рынка этих компаний будет еще больше стимулировать ту консолидацию на рынке, которую мы наблюдали за последние несколько лет", — сказала она.
По оценке Fitch, средневзвешенный показатель рентабельности EBITDAR крупнейших российских сетей может снизиться до 12% в 2018 году с 12,2% в 2017 году и 12,7% в 2016 году. По итогам 2015 года этот показатель составлял 12,8%.
Давление на рентабельность ритейлеров в ближайшие несколько лет может оказывать более высокий рост расходов по сравнению с ростом сопоставимых продаж. "Мы ожидаем, что рентабельность крупнейших сетей будет снижаться, ее снижение может составить до 80 базисных пунктов в ближайшие три года", — сказала Т.Бобровская.
Однако уровень рентабельности в секторе остается по-прежнему высоким по сравнению с западными сетями, отметила она.
В то же время поправки в закон о торговле, которые запрещают ритейлерам взимать бонусы с поставщиков (прежней редакцией закона был ограничен только ретро-бонус — на уровне 10%), окажут на рентабельность крупных сетей незначительное влияние, считает аналитик. "Скорее всего, для крупных федеральных сетей мы увидим очень умеренное, незначительное влияние на рентабельность. То есть все бонусы, которые раньше компании-производители платили дополнительно, мы думаем, скорее всего, перейдут в объем дисконта к изначальной продажной цене", — сказал Т.Бобровская.
В целом в 2017 году, по прогнозу Fitch, на российском потребительском рынке сохранится тренд высокой чувствительности покупателей к ценам и промо-акциям, будет наблюдаться умеренное восстановление спроса внутри низкого и среднего ценовых сегментов.
По прогнозу Fitch, рост потребительских расходов в 2017 году может составить 2% при инфляции в 6%. "С учетом того, что потребление снижалось более 2-х лет, рост на 2%, я не думаю, что будет очень ощутим для компаний, для розницы и производителей. Но, тем не менее, конечно, постепенное, но медленное восстановление может определенно повлиять на поведение компаний сектора", — сказала Т.Бобровская.
В 2018 году, по оценке Fitch, рост потребительских расходов может ускориться до 2,5%, инфляция — замедлиться до 5,5%.